Виктор Цой и его КИНО
Среди бесконечных разговоров о спаде, после двухлетнего бума, массового интереса к року, который подтверждают и свободно продающиеся пластинки и билеты на концерты рок-звезд, одной из немногих отечественных групп, еще сохраняющих интерес даже черного рынка, осталось КИНО Виктора Цоя. И хотя "Мелодия" выпустила, по всеобщему убеждению, самый слабый альбом этой группы - "Ночь", записанный еще в 1984-1985 годах и растиражированный фирмой грамзаписи только спустя три года, этот диск запросто не купишь.
Молодежь, бесспорно, любит Цоя. Многим известна его биография. Начиная с того, как двадцатилетний резчик по дереву в 1982 году с помощью АКВАРИУМА записал свою первую акустическую программу "45" и дал премьерный концерт в Ленинградском рок-клубе. Потом собрал Виктор Цой собственный состав, где на басе ему помогал А. Титов из АКВАРИУМА, затем И. Тихомиров из ДЖУНГЛЕЙ, на барабанах - Ю. Густав, а после него - Г. Гурьянов; лидер-гитаристом закрепился Ю. Каспарян, вторая гитара - И. Борисов.
КИНО Название программы 1984 года - "Начальник Камчатки" - запечатлело подкупивший многих неожиданный, так сказать, хиппейный уход Цоя от налаженного быта интеллигентных родителей в истопники котельной, прозванной "Камчатка". Тогда же, на втором фестивале, КИНО попало в первую тройку групп ленинградского рок-андеграунда. В следующем году, кроме "Ночи", появилась программа "Это Не Любовь". А в 1988 году он изловчился записать в десятиметровой жилой комнатушке на четырехканальный магнитофон знаменитый теперь альбом "Группа Крови".
Широкую популярность Цою принес кинематограф. Провидчески назвал Виктор свою группу! Полнометражный документальный фильм "Рок" режиссера Алексея Учителя подбросил кое-какие подробности о судьбе музыканта. Но среди его поклонников прочно жила "легенда об артисте, прослывшем загадочно-неразговорчивым человеком. Однообразие его мелодий и ограниченный набор "дворово-подростковых" сюжетов слушатели уже заметили. Но этой демократичностью Цой как раз и привлекает, хотя невозможно не посетовать на страсть нашей юной публики к упрощенным мелодиям и стереотипным сюжетам.
А эффект песен артиста возникает из-за его своеобразной внешности, интонации и тембра голоса. Это уже немало.
Цой иногда проговаривается о незамысловатости своих истинных претензий. Мол, "перемен мы ждем, перемен" - это о школьных переменках между уроками, а совсем не о глобальной перестройке нашей жизни. Но тут сильнее оказался режиссерский талант Сергея Соловьева, превратившего Цоя в вестника сути рок-движения, который из самого "подполья" выкрикнул центральный лозунг сегодняшнего дня. Он любит намек.
Пожелал Цой "всем, кто ложится спать - спокойная ночь!" - и натренированный на эзоповом языке современник уже догадался о социальной подкладке этого нехитрого текста. Хотя артисту редко дано самому оценить масштаб своей исповеди.
Виктор Цой не выдвигал свою кандидатуру на выборы и не предлагал действенной программы. За него снова стараются кинорежиссеры. Размявшись на документальной короткометражке "Йа-х-ха!", в которой участвовала группа КИНО, режиссер Рашид Нугманов снял фильм "Игла", где Цой уже сыграл главную роль. Снова успех. Зрители идут на фильм ради модного артиста, а певцу приписывают черты его киногероя. Настоящий мужчина, способный чувствовать и нести ответственность за беды своей полузабытой стародавней подружки, но - женщины. И победой кажется даже нагрянувшая в финале картины смерть.
Уверена, фильм "Игла" добавил красок к имиджу Цоя. И, по-моему, неплохо, что они такие... традиционные. Говорят, возвращаемся к норме. Так почему не иметь понятно-объяснимого подтекста, напевая вместо старинных маршей новый их вариант с юношески-невразумительными словами: "Группа крови на рукаве, мой порядковый номер на рукаве!.."? Вероятно, просто у Цоя группа крови - первая. Свой последний, 1989 года, альбом артист назвал "Звезда По Имени Солнце".
На двенадцатой звуковой странице в исполнении группы КИНО - песни "Звезда По Имени Солнце" и "Группа Крови".
Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
Фото Е. МАТВЕЕВА
"Кругозор" №7'1990