На главную!
Люби своих врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Кино в кино


Александр Полищук, 09.08.2007
Журнал Fuzz, №8 август 2007

«Йа-хха!», 1986

Режиссер Рашид Нугманов, 40 минут
Песни: "Солнечные Дни", "Дальше Действовать Будем Мы"


Полудокументальный-полуигровой фильм, первая киноработа, посвященная советским независимым музыкантам и рок-тусовке тех лет, придуманная и выполненная студентами ВГИКА - будущим режиссером Рашидом Нугмановым и будущим оператором Алексеем Михайловым. Дебют Виктора Цоя и группы КИНО в кинематографе. Своеобразный модернистский эксперимент, выдержанный в черно-белых тонах, где, по замыслу авторов картины, импровизации на тему бытовых зарисовок из жизни молодых людей чередуются с кадрами выступлений подпольных питерских рок-групп (АКВАРИУМА, ЗООПАРКА, АЛИСЫ, КИНО). Сюжет - один день из жизни молодой пары, в ролях - Татьяна Егорова и Игорь Мосин (Быстров). Бракосочетание, весьма своеобразное чествование молодоженов, попытки вписаться на несостоявшийся концерт КИНО и в финале- посиделки у Цоя в котельной. Все это производит впечатление незаконченности; так оно и есть, у студента Нугманова просто не оказалась возможности смонтировать полноценную картину (а отснято было почти 6 часов материала). Съемки происходили в Ленинграде весной 1986 года. Озвучка - осенью в Москве.

Рашид Нугманов: У меня не было никакого плана, никакого сценария. Я написал заявку в совершенно комсомольском духе, чтобы успокоить руководство, объяснить, что мы делаем нормальные вещи. Показывал эту заявку, когда меня в Отдел культуры вызывали: зачем вы каких-то фашистов снимаете? Конечно, за нами следили и при желании могли устроить проблемы. Поэтому мы все делали быстро, незаметно, чтобы никто не успел опомниться, остановить, отнять отснятое... Моя теория того времени, с которой я работал на подмостках ВГИКа, заключалась в импровизированности действия. Все, что происходит - объект творчества, "жизнь врасплох". Мы решили, что основополагающим моментом будет свадьба: вокруг этого все и должно было крутиться. Связующее звено в череде событий, в которую нужно было вплести Майка, Гребенщикова, Цоя, Кинчева. Один день (хоть и снятый в разное время) — насыщенный, напряженный. Я следовал за этой парой весь день - следил, что происходит.

Фильм стал по-своему эпохальным событием, но должного резонанса в свое время не произвел. В силу специфики содержания о его прокате речи не было, а несколько специальных показов, разумеется, не дали широкой публике возможности ознакомится с картиной. В 1987 году на Московском международном кинофестивале "Йа-хха!" получила приз ФИПРЕССИ имени А. Тарковского.

"Конец каникул" , 1986

Режиссер Сергей Лысенко, 29 минут Песни: "Дальше Действовать Будем Мы", "Закрой За Мной Дверь, Я Ухожу", "Попробуй Спеть Вместе Со Мной", "Раньше В Твоих Глазах Отражались Костры"

Еще одна студенческая короткометражка — дипломная работа киевлянина Сергея Лысенко. Он считал песни Виктора Цоя (которые он слушал с 1984 года) идеальной киномузыкой. Встретиться с музыкантами ему помог Роман Альтов (позже — организатор почти всех концертов КИНО на Украине). Лысенко, приехав в Ленинград весной 1986-го, встретился с лидером КИНО в небезызвестном "Сайгоне". Виктору идея фильма пришлась по душе, и летом 1986 года музыканты специально прилетели в Киев на съемки.

Сюжет картины прост: эмоциональная история молодой влюбленной пары, перемежаемая песнями группы КИНО, запечатленной на фоне урбанистических пейзажей. Причудливая и забавная смесь романтики новой волны с традиционным соцреализмом (во всем этом угадывается мрачная символика: за два месяца до съемок произошла страшная (и первая "перестроечная") трагедия — Чернобыль). Первые кадры: темные, подернутые мелкой рябью свинцовые волны киевского озера Тельбин. Холодный пронизывающий ветер. Одинокое дерево на песчаном берегу. По песку медленно идут трое музыкантов. Останавливаются в шаге от камеры и смотрят в объектив...

Сергей Лысенко: Когда увидел их в аэропорту, сразу понял: что-то будет! Даже не во внешнем виде было дело — сколько в них было энергии! Люди, проходившие мимо нашей компании, все время головы поворачивали. Цой поначалу недоумевал: почему все оглядываются? В то время на Украине о КИНО знали лишь понаслышке. Тем не менее, в первый день пришло такое количество народу, что съемочный процесс пришлось отменить. Вокруг ребят в Киеве сразу возник небольшой водоворот — все-таки в союзной рок-тусовке Виктор был уже человеком известным. Местный тусовщик Саша "Шериф" устроил им концерт в Доме ученых. Первый концерт КИНО на Украине проходил в зале вместимостью 80 мест. Каким-то образом о нем прослышала тусовка, в результате чего в тот вечер приличное количество молодых людей толпилось у парадного подъезд внизу...

"Конец каникул" дорого стоил своему автору. Был показ готового фильма в институте. Руководители дипломного проекта чересчур предвзято отнеслись к ленте. Лысенко начали усиленно "ломать", предлагая переделать картину (вплоть до того, что была высказана идея ввести в фильм сцену комсомольского собрания, где "фарцовщики с Невского" получали "достойный ответ"). Молодой кинематографист наотрез отказался что либо менять, в результате чего диплом так и не получил. Но Сергей никогда не жалел о столь печальном окончании своего режиссерского дебюта. Позже он вспоминал, что месяц, проведенный вместе с Цоем, "вселил в него дух свободолюбия и совершенно иного отношения к жизни".

Сегодня "Конец каникул" кажется фильмом слишком несерьезным, в чем-то наивным. Может быть, в этом его прелесть. Здесь Виктор Цой запечатлен еще не в образе "последнего героя", "человека в черном". Простота, искренность, непосредственность - главные козыри "Конца каникул". Плюс песни, одна из которых ("Раньше В Твоих Глазах Отражались Костры") так и не была записана в студии. Характерно, что Виктор никогда не видел этого фильма. Возможно, влекомый куда более серьезными проектами - в том числе и "киношными" - он просто позабыл об этой студенческой "безделице"...

"Асса", 1988

Режиссер Сергей Соловьев, 145 минут
Песня: "Перемен"


Полнометражный широкоформатный художественный фильм.
Бытует мнение, что "Асса" "выросла" из "Йя-ххи!" (Нугманов учился во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева). Вряд ли это утверждение правомерно - фильмы слишком разные: по жанру и стилистике, по динамике, по эстетике. Но Соловьев видел работу своего студента. Возможно, "Йя-хха!" натолкнула его на мысль сделать фильм о "неформалах" 80-х и вдоволь поразглагольствовать на тему "легко ли быть молодым"...

Основная интрига картины — любовный треугольник, образованный замысло-едва ли не гротескными персонажами: юным тусовщиком Банананом (Сергей "Африка" Бугаев), девицей Аликой, стосковавшейся по яркой, но и безбедной жизни (Татьяна Друбич) и криминальным авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Место действия - зимняя Ялта. Драматические диалоги, погони, убийства, щедро разбавленные рок-н-ролльными этюдами безымянного ансамбля, исполняющего песни Гребенщикова и прочих. На экране - знакомые лица: Александр Баширов (его блестящий монолог о Юрии Гагарине - чистая импровизация), Сергей Рыженко, Александр Домогаров. Роль негра Вити исполняет Дмитрий Шумилов, музыкант группы ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Цой играет в эпизоде как бы самого себя ("он поэт, на белом свете живет") и появляется в финале, чтобы, не произнося ни слова, поучаствовать во всего одной совершенно уморительной сцене и прошествовать к микрофону. Далее зал ресторана превращается в сцену огромного открытого стадиона. Многотысячная толпа зажигалками расцвечивает экран. В контексте, трек "Перемен" звучит более чем символично. К слову, небезызвестная история о том, что огромная массовка собралась благодаря всего одному телефонному звонку Юрия Каспаряна - не более чем легенда. На самом деле люди собрались на месте съемок благодаря рукописным афишам, расклеенным заблаговременно.

Картина по нынешним временам кажется местами излишне пафосной, местами — декоративной. Слишком много экзотики андеграунда, слишком мало подлинных чувств. Позже, в 90-х, режиссер признавался, что расценивает "Ассу" вовсе не как "приветственный гимн Бананану", а как "элегическую песнь Крымову, изживающей себя натуре брежневских времен". В настоящее время Соловьев снимает продолжение картины. Сиквел должен выйти на экраны грядущей осенью.

"Игла", 1988

Режиссер Рашид Нугманов, 81 минута Песни: "Звезда По Имени Солнце", "Группа Крови"
Саундтрек: Виктор Цой и группа КИНО


Первый и единственный художественный фильм, где Виктор Цой снялся в главной роли (музыканты КИНО в кадре не появляются). Это довольно динамичная кино¬притча с вкраплениями "приключений". Облаченный в черное "настоящий герой" а ля Брюс Ли, "человек из ниоткуда" бо¬рется за жизнь Дины (Марина Смирнова), хирурга-наркодилера Артура (Петр Мамонов) и его подельников (Александр Баширов и другие).

Фильм "достался" Рашиду Нугманову практически случайно. Случилось так, что картину по этому сценарию на "Казах-фильме" оказалось некому снимать. И руководители киностудии предложили третьекурснику ВГИКа, прославившемуся умением "снимать молодежь", поработать над лентой. Нугманов предложение принял, поставив два условия: за ним оставлялось право менять сюжет и пригласить непрофессиональных актеров. Таким образом, "Игла" стала фактически собственным проектом Рашида.

Рашид Нугманов: Начали снимать 1 октября 1987 года. Сначала — на Аральском море. Там все очень быстро сделали, за 10 дней. И потом уже не спеша работали в Алма-Ате. Последние сцены снимали в январе, поскольку нужен был снег, чтоб он падал крупными хлопьями. Виктор все три съемочных месяца прожил в Алма-Ате, изредка уезжая в Москву или в Питер. Естественно, для него был зарезервирован номер в гостинице, но он, по-моему, там ни разу и не ночевал — все время у меня. Ему одному было не в кайф. Тогда же он написал и всю музыку, которая звучит за кадром, и песню "Звезда По Имени Солнце". А "Группа Крови" уже была в записи. Идея вставить в финал мини-клип, посвящавшийся советскому телевидению, появилась уже в процессе монтажа. Туда вошли кадры, которые в фильм никак не вставали, но Витьке очень нравились.

Выход "Иглы" на экраны сопровождался оглушительным успехом. Фильм демонстрировался в тысячах кинотеатров страны. Реакция зрителей на увиденное напоминала то, что происходило на концертах КИНО — люди свистели, подпевали, освещали зал десятками зажигалок. Потом были кинофестивали, награды. Виктор Цой был признан кинокритиками лучшим киноактером 1988 года...
Осенью 1990-го Рашид Нугманов намеревался приступить к съемкам нового фильма с Виктором в главной роли. Увы, судьба распорядилась иначе.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-08-10 09:29:00 (Rocker)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 4323
Комментариев: 1
Версия для печати | Форумная версия

Morita
10 Aug 2007, 09:29

По поводу начала съёмок "Иглы" в статье не совсем точно. Вот из "Хронологии":

23 сентября - выезд съемочной группы "Иглы" на Аральское море
По графику выезд был назначен на 1 октября, однако Нугманов настоял на раннем выезде ввиду надвигающихся похолоданий и сложности съемок на холодном ветру в пустыне.
28 сентября - начало съемок "Иглы"



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Кино":

  • Building a Screenplay
  • Конструкция киносценария
  • Список худ. фильмов с песнями «КИНО»
  • Михаил Сергеевич меняет профессию
  • Victor Tsoi
  • Фильмы, где звучит "КИНО"
  • О звукоряде и музыке к фильму "Игла"
  • Невидимыми нитками шьет «Игла» саван псевдо молодежному кино*
  • Из книги «Асса – книга перемен»
  • Игла



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.016824 сек.