На главную!
Однажды к аквариуму подхожу, смотрю... Представляешь, рыбы сдохли.
Дина, "Игла"
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Десятилетие Тайны


Дмитрий Ранцев, 17.09.2007
РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ ВИКТОРА ЦОЯ
Газета Diena, 13 сентября 2000 года
Рубрика: Арсенал (7 стр.)
Перевод с латышского Дианы Русовой

К десятой годовщине гибели Виктора Цоя в предложенную Арсеналом ретроспективу включены фильмы «Рок», «Асса», «Игла», «Последний герой». Самой значительной из этой четверки кажется «Игла». Не только потому, что культовый фильм режиссера Рашида Нугманова давно вышел за рамки местного времени. Просто все, что мы хотим узнать о Цое, уже есть в «Игле». Ведь о лидере «Кино» сказано и еще будет сказано слишком много слов – столь далеких от смысла.

По существу в далеком 1988 году Нугманов уже осуществил прорыв кино. Прощание с идеологическими архетипами, игру в бисер с жанровыми штампами, прощупывание болевых точек времени режиссер аранжировал с помощью кодов французской «новой волны». Гениальным ходом было центрирование мозаики стилей вокруг Виктора Цоя. Возможно, таким же образом в 1959 году Жан Люк Годар бросил в центр экрана Жана Поля Бельмондо.

В «Игле» Нугманову удалось подчеркнуть универсальные мотивы харизмы «рок-героя», которые в образе Цоя по-восточному мудры и по-детски непосредственны, и с их помощью зацементировать воздушный замок послания. Однако в фильме участвуют еще две не менее харизматичные личности — Петр Мамонов, этот доктор Берроуз с пластикой наркотизированного мима, и Александр Баширов — его незабываемая речь в зоопарке, педагогическое воздействие на толпу, растерявшуюся перед бравадой очередного героя, актуальны и по сей день. И все же драматургическим и драматическим центром «Иглы» является личность Цоя. Даже несмотря на тот факт, что и Мамонов, и Баширов намного артистичнее Цоя, привлекательность актерского искусства которого кажется сконцентрированной в ядовито отчужденной фразе: «Он тебя трахает?». Здесь важен даже не артистизм, точнее, это уже другой, не характерный для кино артистизм. Заслуга Нугманова в том, что он открыл в своем герое его скрытую сущность. Сказать, что Цой в «Игле» — это он сам par excellence — было бы слишком просто. Очевидно, что фильм, который увековечил своего главного героя, прикоснулся к Тайне. Ее природа обнаруживается в концертах и записях «Кино». Иначе невозможно объяснить, что без особых вокальных данных, с банальными текстами и состоящей из двух аккордов музыкой возник последний герой «одной шестой части суши». Благодаря режиссуре Нугманова Цой остается не только последним рок-героем, но и последним героем советского кинематографа. За десять лет Тайна не только не утратила своей энергии, но и стала еще более емкой. Растущее число фанатичных поклонников, которые знают Цоя по записям, является лишь поверхностным доказательством. Еще одним доказательством являются таинственные мгновения экранной жизни «Иглы». Например, трудно вспомнить имя героя Цоя, а звучание начальной и финальной песен настолько увлекает, что изображение, на фоне которого они звучат, словно теряет свои очертания.

Надеюсь, что нам не доведется пережить появления биографического фильма о Викторе Цое. Не потому, что вечно молодым рок-легендам пришлось пострадать от этого жанра (вспомним Джима Моррисона). Просто у нас уже есть фильм-размышление, фильм-воспоминание о Викторе Цое. Фильм, после которого гибель звезды стала, по крайней мере, логичной. Фильм, который словно появился уже после его гибели.

Ретроспектива фильмов Виктора Цоя в Малом зале Рижского дома конгрессов

«Рок», «Асса», «Игла», «Последний герой»

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-09-17 10:54:48 (Diana)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 3686
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Кино":

  • Building a Screenplay
  • Конструкция киносценария
  • Список худ. фильмов с песнями «КИНО»
  • Михаил Сергеевич меняет профессию
  • Victor Tsoi
  • Фильмы, где звучит "КИНО"
  • О звукоряде и музыке к фильму "Игла"
  • Невидимыми нитками шьет «Игла» саван псевдо молодежному кино*
  • Из книги «Асса – книга перемен»
  • Игла



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.012772 сек.