На главную!
Люди подобны псам, а не богам - если ты не зол, тебя укусят - но сохраняй злость, и они никогда тебя не тронут. Псы не уважают смирение и уныние.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Если бы ЦОЙ был жив…


Гуру КЕН, 09.11.2007
… какую музыку он играл бы сейчас? Я знаю, что многие задают себе этот вопрос. Встречаю рассуждения об этом на форумах, в ЖЖ. Вопрос непраздный.
15.06.2007
источник: www.guruken.ru
нашла здесь

Цой был честный музыкант. Ни в одной песне он не прогнулся под изменчивый мир. Незадолго до смерти он сказал ключевую фразу: «Я бы хотел не запятнать свое доброе имя, чтобы ни у кого не было повода меня в чем-либо упрекнуть. Все остальное не очень важно». И смерть в 28 лет поставила жирную черную точку.


И смерть в 28 лет поставила жирную черную точку

Что было после смерти Цоя, мы знаем. Невиданный ажиотаж, культ, попытки нажиться на наследии, спекуляции, концерты памяти, воспоминания, Стена памяти, огромное количество поклонников навсегда.

Я жду ответа, больше надежд нету

Но что было, если 15 августа 1990 года Цой доехал бы с рыбалки до снятого напрокат дома в Плиеньциемсе благополучно, и вернулся бы 21 августа домой в Ленинград, как планировал? Что произошло бы с ним за эти 17 лет? Что играл бы Цой в 2007 году?

21 июня Цою стукнуло бы 45 лет. Черт побери, это серьезный возраст. «45» - именно так назывался первый альбом «Кино», и вот что думал об этом возрасте сам Цой:

Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,
Извлеченный из снимка чужой диафрагмы.
А теперь - телевизор, газета, футбол,
И довольна тобой твоя старая мама.
Рок-н-ролльное время ушло безвозвратно,
Охладили седины твоей юности пыл.
Но я верю, и верить мне в это приятно,
Что в душе ты остался таким же, как был.
(«Когда-то ты был битником»)

Проще говоря, думал примерно так же, как нынешние подростки думают про своих отцов.

Можно пойти двумя путями. Или посмотреть, как сложились сегодняшние судьбы тех музыкантов, с которыми Цой играл в питерском рок-клубе. Или проследить эволюцию самого Виктора, от первых альбомов к последнему.

Попробуй спеть вместе со мной, Вставай рядом со мной...

Начнем с музыкантов. Борис Гребенщиков записал самую успешную песню после старенького «Под небом голубым» - суперхит «Стаканы», собирает большие залы (скоро в «Олимпийском» выступит), является рок-звездой и играет рок-музыку, иногда с оркестром. Константин Кинчев – тоже рок-звезда, собирает самые большие залы, играет ню-металл и поет православные песни. Михаил Борзыкин так и не стал рок-звездой, но время от времени выступает, играет под ноутбук остро-политические песни. Слава Бутусов – рок-звезда, иногда пишет большие хиты, играет все тот же рок. Рикошет (Александр Аксенов) был забыт, но до последнего дня играл рок (жил он, кстати, с Марианной Цой), и недавно после смерти Марианны тоже умер, в относительной безвестности. Так или иначе, все значимые лица питерского рок-клуба остались в рок-музыке, никто не стал ди-джеем или попсовым певцом.

Значит, велика вероятность того, что Цой нынче был бы той же рок-звездой, собирал «Олимпийский», и на бис пел бы «Мы ждем перемен» и «Восьмиклассницу».

В наших глазах рождение дня и смерть огня

Теперь посмотрим, куда и как развивался сам Цой при жизни. Начал с «Гарина и гиперболоидов», - цепкие дворовые песни с самодеятельным аккомпанементом. Первые альбомы «Кино» - дворовые песни скучающего тинейджера (сейчас такие песни поют «Звери» и «Провода»). Когда музыканты «Кино» научились играть, стилистическим ориентиром для них стали герои британского инди-рока The Smiths, примерно с альбома «Это не любовь» (1985). И, наконец, более поздний период – это узнаваемые интонации The Cure, «Звезда по имени Солнце» (1989) и посмертный «Черный альбом» (1990) сделаны под влиянием апологетов черного цвета с Британских островов. При этом Цой никогда не терял собственной индивидуальности и пел про вполне реальную нашу жизнь.

Вслушиваясь в последние два альбома, не очень-то легко провести черту между рок-музыкой и диско. «Звезда по имени Солнце» или «Когда твоя девушка больна» - это вполне танцевальные треки. И нельзя сказать, что тут влияние коварного попсового продюсера Юрия Айзеншписа! Потому что «Кино» всегда тяготело к ритмичным повторяющимся конструкциям, да и риффы Каспаряна – по сути, сыгранные на гитаре приемчики из диско 80-х, какого-нибудь Bad Boys Blue или Alphaville.

Сейчас диско-рок успешно практикует Би-2, а западных аналогов и вовсе не счесть.

Но ведь кто сказал, что Цой на этом диско-роке остановился бы? Его ничто не останавливало. Тот же Айзеншпис рассказал на презентации «Черного альбома», что Цой увлекался танцевальной музыкой, и переслушал много дискотечных хитов. Что и наложило отпечаток на его последние альбомы.

Из интервью Виктора Цоя

- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет её популярности?
- Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими.
(газета "Политехник", Ленинград, 24.02.1984)

Просто хочешь ты знать, где и что происходит

Про то, что песни должны быть хорошими, спору нет. А вот актуальность? Придется нам спроецировать сегодняшнюю музыкальную актуальность на личность Цоя – вот и будет ответ на вопрос, что бы сегодня делал Цой. А уж в том, что песни были бы хорошими, спорить никто не станет.

Что нынче актуально?

Rammstain или Нелли Фуртадо? Хардкор или ска-панк? Или, может быть, сэмплерный построк? Ди-джеи или живые музыканты, в конце концов? Или все-таки хип-хоп?

Суммируем предыдущие рассуждения. Судя по тому, что никто из рок-музыкантов поколения Цоя так и не смог уйти от рок-музыки и лишить себя наслаждения живым мощным звуком, - и Цой играл бы сегодня рок.

Какой рок – с привкусом хип-хопа или металла, не так уж важно.

Если есть стадо - есть пастух

И самое главное. Я думаю, что Цой выбрал бы себе один жанр – жанр честной музыки. Он всегда выбирал только такую музыку. И его песням, в каком бы стиле они были не аранжированы, нашлось бы место на «Нашем Радио».

Другой вопрос, не выглядел ли честный печальный Цой в наше постмодернистское время бы несколько «не ко времени»… Судя по тому, что «Гражданская Оборона» и «ДДТ» не только держатся на плаву, но и увеличивают свою аудиторию – и у Цоя все было бы хорошо.

Не было бы только одного.

Легенды.

Того страстного посмертного ореола, что светится вокруг имени Виктора Цоя уже на губах произносящих это имя. Того щелчка по жести цоевского «Москвича», который болью разносится по сердцам поклонников уже который год. Того импульса любви, который заставляет вновь и вновь включать на разных носителях и разных устройствах все те же песни Цоя. Но –

Смерть стоит того, чтобы жить!

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-11-09 11:19:57 (PECHAL)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 2974
Комментариев: 32
Версия для печати | Форумная версия

mora
12 Nov 2007, 17:27

Слава Богу!Вменяемый человек написал адекватную статью про Цоя!А то уже совсем тошнит от журналюг,пишущих бред о том, что Цой очень вовремя умер,а то бы он непременно опопсел или "выдохся".Как раньше они писали по заданию партии,так теперь за гонорар и рейтинги газет..


rand
12 Nov 2007, 17:46

Отличная статья! ) Спасибо


PECHAL
12 Nov 2007, 17:54

Ответ нику rand (2007-11-12 17:46):

пожалуйста :)


PECHAL
12 Nov 2007, 17:55

Ответ нику mora (2007-11-12 17:27):

это точно! полностью согласна :)


Nikolay
12 Nov 2007, 18:57

мне кажется Виктор настолько был разносторонним человеком, что вряд ли он стал бы продолжать тему рока.Пик, на котором он находился и грань между политической обстановкой до и после 91 года были связаны невидимой нитью.И, после развала ссср, пусть и оставались бы мега популярными его песни, но они в чём-то были бы уже не актуальны.(Подчёркиваю, если бы Виктор был жив.) И Витя, думаю, это прекрасно понимал.Да, он собирал бы залы, но то время андеграунда просто сломила вседозволенность 90-х, снесла махина дешёвого шоу-бизнеса а-ля Челобанов-Кай Метов-Комбинация.И Виктор, рассуждая по-восточному мудро, просчитав свои движения, как перед невидимым противником,просто прекратил бы заниматься музыкой.По крайней мере в своём стиле.Он ушёл бы на пике по-любому. (правда 15-го августа трагедия опередила его).
Виктор, как мне кажется, начал бы развиваться в другом направлении искусства: в живописи и скульптуре (об этом и Рашид в ЧАВО сказал), изредка собирая залы для того, чтобы вспомнить то лихое время, когда жаждили перемен.Мне так думается.


libby-dancing-s
12 Nov 2007, 20:07

Николай, полностью согласна.Наконец-то кто-то спокойно и с пониманием воспринимает то, что Виктор мог бы отойти от музыки и заниматься самореализацией в другой сфере.


vagner
13 Nov 2007, 07:36

Ответ нику PECHAL (PECHAL) (2007-11-12 17:55

Спасибо, PECHAL.

Хотя в ней тоже много спорного. Пожалуй, самый спорный тезис - актуальность рока. Да рокеры собирают публику, но они уже не те. К примеру, я знаю много людей, которые любят старую АЛИСУ, но нового Кинчева не воспринимают. Я к ним тоже отношусь.

Сам я склоняюсь к той же мысли, что и Николай. Цой не стал бы заниматься тем, что не актуально. Увы, но рок сегодня не актуален.


V
13 Nov 2007, 08:06

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 07:36):

Увы, но рок сегодня не актуален.


Где не актуален, на Украине? :lol:

Это только в СНГ стадионы собирает попса. В мире они скромно ограничиваются ночными клубами, просто потому что на них никто не пойдёт в стадионном масштабе. У вас всё наоборот.


vagner
13 Nov 2007, 10:03

Ответ нику V (VPV) (2007-11-13 08:06):

Естественно, я имел в виду не разные страны, а разные времена.
Были времена, когда это было интересно стадионам не только в Украине или в России, но и во всем мире. Сегодня многие идут на того же БГ, потому что нет альтернативы. Ну не на Зверей мне же идти, старому рокеру :]

Не знал, что Мадонна или Бритни Спирс ночными клубами ограничиваются. Вот бедняшки: никто на них не ходит :] Или, может, я ошибочно их к попсе причислил? Может, это рок? Тогда пардон! :] Хотя я вам завидую, вы так судите, наверное, потому что бываете в ночных клубах по всему миру и всех поп-звезд там видели!:]

И что значит "у вас"? Вы конкретно Украину имеете в виду. Но я не вижу особых различий. Те люди, которые популярны в России, они же и в Украине денежку косят. :]

Или вы сами из Маями и противопоставляете себя всему постсоветскому пространству? :wink:

Впорчем, если вы считаете рок актуальной культурой, привидите примерчик, пожалуйста, уж так шибко актуальной молодой команды? :]


V
13 Nov 2007, 10:53

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 10:03):

Вы правы насчёт засилья попсы повсеместно, но Вы же не будете возражать что стадионы на U-2 в Америке "больше", чем на Бритни, да и Битлы остаются самой продаваемой группой?
:wink:

Групп много, просто Вы, видимо, ходите в клубы с "лэйбл-контролем" по ошибке. Где выступают те же люди, что и в России денежку косят. :lol:

Сами ищите примерчики, на вкус и на цвет...


Nikolay
13 Nov 2007, 11:40

Да поймите же вы, наконец.Все группы а-ля u2 или исполнители а-ля Мадонна выросли и живут в странах отличных от нашей.С отличным менталитетом и отношением к жизни, да и ко всем другим благам.Музыка Битлов до сих пор держиться на плаву только потому, что Битлз были в чём-то первопроходцами.
Все, кто живёт "Цоевской" эпохой не поймёт и не примет на 100% никогда сегодняшнюю рок сцену.Поэтому мы, зачастую, и не видим сегодняшних рок-героев.Потому что мы из другого теста.Все "старички" андеграунда уже давно исчерпали себя.Половина людей, которые приходят на концерты той же Алисы- это фанаты с 20-25-летним стажем.Которые ходят потому что привыкли или просто посмотреть.Те же самые старички ничего не могут более нового, на мой взгляд творить, т.к. замкнуты на своём плюс поправка на шоубизнес.Вы представляете Кинчева, который бы вырезал нэцке или рисовал картины, как Густав? Вот и я не могу представить.А Виктор нашёл бы себе занятие по душе.Которое не только радовало его, но и поклонников.


V
13 Nov 2007, 11:50

Ответ нику Nikolay (Николай Костылев) (2007-11-13 11:40):

Никто не спорит.


vagner
13 Nov 2007, 12:28

Действительно, никто не спорит.

Просто очень часто так получается, что мы в одни и те же понятия кладываем разное содержание. А так мы, в общем-то, во многом сходимся во мнениях! :]

Николай прав в том, что всегда есть какой-то процент людей (не знаю какой этот процент, но он может быть очень большим), которые вообще мало чего нового принимают. И соответсвенно мы, увы, можем и не замечать новых героев. Вполне такое возможно :]

О том, на кого больше ходят в Америке: U2 или Мадонну, признаюсь, мне судить трудно - сами понимаете по каким причинам :]

Но судя по благосостоянию и тех и других - не думаю, что Мадонна сильно уступает рокерам. Впрочем, возможно это исключение.

VPV, на счет попсы и рокеров вы конечно же правы. Скажем так, на старичков-рокеров ходят гораздо больше нежели на старичков-попсовичков :]

А вот если мы обращаем свой взор на молодежь - тут уже разница не так разительна. Вот оно - засилье попсы :] Возникает вопрос - а почему? Мое мнение - как раз таки отсутствие чего-то интересного среди молодежи в роке.

Я уже знаю, какие будут возражения: "А как же те? А как же эти? Мы, к примеру, с Петей их очень любим!" :] Ну так речь же идет о массовой популярности. Ну, к примеру, о такой популярности, которая была у группы Та-ту пару лет назад многие рокеры могут только мечтать. Да. Эта слава была очень скоротечна. Но ведь никто и этого не добился. Вот..... :]


V
13 Nov 2007, 12:46

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 12:28):

Мое мнение - как раз таки отсутствие чего-то интересного среди молодежи в роке.


Нет. Спрос рождает предложение.
Если массам нравится компьютерное усыпление мозгов попсой - в этой массе рок никогда не родится и не возродится.

ЗЫ. Хайфай ! (хай всё будe файно. - укр.)
:] :] :] :] :] :] :]


vagner
13 Nov 2007, 13:01

Ответ нику V (VPV) (2007-11-13 12:46):

Блин, нужно убрать украинский флажок, чтобы мои посты более глобально воспринимались
:]

(удалено)

Человек на все 100% - продукт социальный. Следовательно, если ему с самого рождение вдалбливать прямо или косвенно, что "хай все буде файно" - это круто, то и спрос у него будет соответствующий! :] :] :]

Скажите, до появления Битлз, что на них был бешенный спрос? :] :] :]

Тут как с колесом, нельзя было предугадать его изобретения, а следовательно и спроса на него во всем автомобильном мире. :]

А вот как придумает что-нибудь какой-нибудь гений, тогда все, кто слушал попсу, закричат: ААА, вот этого хочу, и побегут на концерт :] :]


PECHAL
13 Nov 2007, 14:06

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 13:01):

Скажем так, на старичков-рокеров ходят гораздо больше нежели на старичков-попсовичков

полностью согласна, поэтому думаю, что рок все же актуален, но не масштабен. возможно рок утратил силу своей социальной функции. в одном из интервью Виктор говорил, что: "Рок-музыка может исчерпать себя только как социальное явление, как явление, которое уже просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким, как джаз, просто музыка, а не что-то больше. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-то другим"


PECHAL
13 Nov 2007, 14:07

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 13:01):

даже не думай убирать наш флажок!!!!!!!!!!!!!! :]


vagner
13 Nov 2007, 14:24

Ответ нику PECHAL (PECHAL) (2007-11-13 14:07):

Флажок будет на месте! :]

А вот на счет социальности ты очень хорошо вспомнила!!!!!

Хочется чего-то такого на злобу дня. А ничего не слышешь. Такое впечатление, будто сейчас проблем нет. Хочется именно социального выстрела в музыке, каким были, к примеру, джаз и рок. Пока вокруг стреляют холостыми! :]


Vladimir
13 Nov 2007, 16:09

Неужели свет клином в роке сошелся на социальности? Вот взять теже песни из последнего альбома, в них фактически отсутствует социальность, а всё больше вечного... "темная ночь да в реке вода", "в небе над нами горит звезда" никакой социальности, но эти песни прекрасны, я думаю останься Виктор жив, он бы развил именно это направление, которое у него начало только зарождаться...


vagner
13 Nov 2007, 16:15

Ответ нику Vladimir (2007-11-13 16:09):

Нет. Конечно, не сошелся. И рок, и джаз, и блюз могут прекрасно существовать и без социальной начинающей.

Просто хотелось бы, чтобы в чем-то она была :]

Возможно, Виктор занимался бы именно тем, в чем можно было бы лучше всего показать современного человека. А что это было бы, мог бы сказать только Виктор со своим восточным чутьем.


Strannik
13 Nov 2007, 16:18

Неужели свет клином в роке сошелся на социальности? Вот взять теже песни из последнего альбома, в них фактически отсутствует социальность, а всё больше вечного... "темная ночь да в реке вода", "в небе над нами горит звезда" никакой социальности, но эти песни прекрасны


За окном идет стройка работает кран и закрыт пятый год за углом ресторан...

которое у него начало только зарождаться...



С другой стороны, это тематика вечности и некой философии не с 90-го года начала зарождаться, она скрее была, с самого начала творческого пути Виктора

Тут наверно не верная формулировка, Цой да и вообще рок музыка, как социальные явления может захватывать, так и вечные тематики!


PECHAL
13 Nov 2007, 16:50

Ответ нику Vladimir (2007-11-13 16:09):

возможно, ведь он сам неоднократно говорил, что песни не должны быть похожи на вырезки из свежих газет (цитата, конечно, не прямая) :)


PECHAL
13 Nov 2007, 16:54

Ответ нику vagner (Виталий) (2007-11-13 16:15):

тут в библиотеке есть сценарий под название "Виктор Цой. Черный квадрат" так вот там тоже были изложены мысли по поводу дальнейшего будущего... читал? мне там многие места не понравились, но вот то предположение, насчет музыки, которое там описано, в принципе... довольно неглупое


Strannik
13 Nov 2007, 17:16

Неправильная какая-то тема, все получилось так, как получилось и другова быть наверно не могло...


NEO
13 Nov 2007, 18:33

Ответ нику Nikolay (Николай Костылев) (2007-11-13 11:40):

Вот я вас тут слушаю-слушаю о том, как вы сожалеете, что новых героев нет, и вдруг подумал, что стареем.

Помнится в одном интервью, сам Виктор обратил внимание на разность поколений До восьмидесятых и После. До восьмидесятых Героями были разного рода барды — Высоцкий, Розенбаум, Токарев… Но поколение восьмидесятых их за Героев уже не воспринимало, оно им просто не верило в силу возрастов. 80-мидесятники больше верили молодым (тогда) рокерам.
Вот и сегодня… на дворе двухтысячные. И мы выросшие на музыке рокеров сожалеем, что новое поколение разменяло рокеров на попсу. Так это же похоже на то, как те, кто по старше, любящие бардов в своё время совсем не воспринимали ни Цоя, ни ДДТ, ни прочих. Помню в 80-ых, мои взрослые соседские мужики по дому обращались ко мне, как к чокнутому спрашивая, что я нашёл в этом Цое и Бутусове? Музыку я слушал громко и те, кто курил на лавочке у подъезда, вдоволь могли слушать и Цоя и Бутусова и других ещё. Слушали, а потом говорили «офигеть, какую ты хрень слушаешь».

Сейчас уже Мы смотрим на молодняк и не понимаем, как они могут Это слушать. В смысле Билана, Непару, Фабрику и т. д.

Насчёт Цоя.
Не исключено, что он мог бы спокойно оставаться на сцене и быть всеобщим таким любимцем ещё лет десять точно. Ведь группе «КИНО» почти единственной из всех российских групп удалось выйти на свой собственный уникальный музыкальный стиль. Стиль, который сам стал законодателем и примером для подражания. Им не трудно было бы вписаться в нынешние музыкальные реалии, оставаясь в то же время по-своему индивидуальными.


Strannik
13 Nov 2007, 18:37

Ответ нику NEO (НЕО) (2007-11-13 18:33):

Помнится в одном интервью, сам Виктор обратил внимание на разность поколений До восьмидесятых и После. До восьмидесятых Героями были разного рода барды — Высоцкий, Розенбаум, Токарев… Но поколение восьмидесятых их за Героев уже не воспринимало, оно им просто не верило в силу возрастов. 80-мидесятники больше верили молодым (тогда) рокерам.


Я просто устал уже писать по этому поводу, щас герой не востребован, он просто не нужен, и у молодежи нет героев, слишком огромная разность во вкусах, нет чего-то чтоб нравилось огромному числу народа, ни в роке ни где, само слово фанат уже теряет актуальность!


vagner
14 Nov 2007, 07:44

Ответ нику Strannik (2007-11-13 17:16):

Я, вот, тоже с вами, Странник, согласен. Что-то нехорошее есть в этом сослагательном наклонении.

Как писал Башлачев:

"Быть - не быть, что за вопрос, если быть не могло по-другому".


Ukrainian
14 Nov 2007, 15:44

Если бы Цой был жив, я обязательно сходил бы на его концерт. В 1990 году мне было только тринадцать лет...


Vladimir
14 Nov 2007, 17:16

А мне повезло я ходил, хотя тоже было 13, жалею что только на один концерт, в городе их было три...


PECHAL
14 Nov 2007, 17:18

Ответ нику Vladimir (2007-11-14 17:16):

скажите, а стена у вас в городе есть? мне говорили, что ее уже нет... хотелось бы уточнить :)


vagner
16 Nov 2007, 07:15

Ответ нику PECHAL (PECHAL) (2007-11-13 16:54):

Нет, PECHAL, Виктор Цой. Черный квадрат я не читал, но обязательно прочту :]

Я почему-то подумал про песню Цоя Атаман. Когда впервые прочитал воспоминания Кинчева, даже подумал, не путает ли Константин чего-нибудь. Особенно слова типа "Атаман, не промахнись!" вообще казались мне не в духе Цоя.

А потом спомнил песню "Завтра война", и понял, что такая песня вполне возможна. И вообще Цой очевидно все больше склонялся к лирике с явно выраженными фольклорными элементами. Вполне возможно, что песней "Завтра война" Цой как бы готовил слушателя к подобным вещам.

Возможно, в следующем альбоме мы бы услышали не одну подобную песню. Ну, это так, как вариант :]


Vladimir
16 Nov 2007, 09:38

Ответ нику PECHAL (PECHAL) (2007-11-14 17:18):

Ближайшая от меня стена которая точно есть это в Днепропетровске, в Запорожье давно небыл возле стены, как буду в том районе так гляну...



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Музыка":

  • Румба Цоя
  • Как спастись от попсы?
  • «Кино» после смерти Цоя
  • Датировка песен, стихов и прозы Виктора Цоя (1977-1990)
  • Философия Виктора Цоя.
  • "Апрель" и "Шестой лесничий".
  • Художник по имени Виктор Цой
  • Рождение русского техно
  • Всё о "Чёрном альбоме"
  • История одного концерта



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.028109 сек.