На главную!
Кто бы ни был со мной, я все равно изначально один
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

"Изображая жертву" и "Остров"


Алексей Нгоо, 05.12.2007
После просмотра "Острова", который мне безумно понравился прочитала много рецензий и эта мне особенно понравилась

Интересно, что последний фильм Павла Лунгина "Остров" оказался по своей проблематике близок недавней картине Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". В этой картине, главный герой Валя, после потери отца не запускает компенсирующие механизмы забывания, а наоборот решает не смиряться с потерей и всегда помнить о ней. Он перечёркивает свою жизнь, постоянно бередит рану, ежедневно срывая чуть подсохшие корочки. Он целиком и полностью поглощён ежесекундным переживанием смерти отца, винит в ней себя, свою мать, свою подругу, весь мир. Герой Петра Мамонова в "Острове" как и Валя, строит жизнь вокруг переживания смерти товарища, отец Анатолий ни на минуту не забывает о том своём поступке, он как заноза навсегда застрял в его страдающей совести. Искупление этого поступка — средоточие его жизни. Как водится, держа курс на самобичевание, герои максимально упрощают и ритуализируют свою жизнь, выкидывая всё, что не относится к страданию. Она превращается в монотонный однообразный, предельно схематизированный трип, цель которого — искупление вины. Мышление и быт Вали предельно просты: он живёт в максимальной простоте, довольствуясь лишь кроватью и телевизором, ест палочками, чтобы жизнь была ещё труднее, и отец Анатолий живёт в кочегарке, спит на углях, ходит в засаленном ватнике.

Дальше начинаются различия. Валя не виноват в смерти отца. Его самоуничижение фактически не является самонаказанием, своим поведением он наказывает мир, лишивший его отца. Поведение Вали, его последовательное превращение себя в совершенную жертву есть епитимья, наложенная Валей на мир. Можно сказать, что Валя сам выступает в роли епитимьи. У чувашей до начала 20-го века существовал интересный способ личной мести — типшар. В случае "...когда невинно пострадавший или оскорбленный желал доказать свою невиновность или видел, что виновник не осознает, не принимает вину, правдой и неправдой избегает покаяния или наказания со стороны общины, рода или семьи..." он мог прийти на двор обидчика и там повеситься. Жертвую жизнью ради правды, он реализовывал положения чувашской этнорелигии "сардаш" — "Бесчестье хуже смерти", "Красна смерть за правое дело". Человек совершивший типшар добивался того, что виновный становился изгоем. По сути, Валя занимается тем же самым. Его самоуничтожение — это обвинение социуму и универсуму: вы не смогли сберечь моего отца, я тоже отказываюсь жить, чтобы вам было стыдно, ведь сгубив одного, вы фактически сгубили двоих, а то и больше.

Герой Мамонова, отец Анатолий в отличие от Вали имеет на душе действительный камень. Его роль жертвы предопределена извне, малодушным поступком, совершённым в молодости: убийством боевого товарища ради сохранения себе жизни. Разумеется, он мог бы забыть свой проступок, вытеснить его из сознания (в конце-концов время лечит всё), и продолжать жить, но, как и Валя, он чувствует себя неспособным и неправомочным на подобное поведение. Отец Анатолий решает никогда не забывать и вымаливать у бога прощение. Его жизнь — епитимья наложенная им самим на себя. В фильме это не проговаривается, но кажется очевидным, что баржа с углём, которую отец Анатолий разгружает в течение всей своей жизни — это та самая баржа, на которой случилась его беда. Это очень символично — он навсегда привязан к своему преступлению не только духовным переживанием, но и физически. Это как нож в ране, который герой не вынимает, а напротив постоянно теребит, чтобы боль была острее.

Как и Валя, будучи беспрецедентно строг к себе, отец Анатолий строг и к другим людям. Без колебаний ступая по лестнице искупления, ежесекундно чувствуя духовную боль, он и от других требует самоотречения. Поправ свою физическое и социальное тело, он понял цену тела духовного, и заставляет приходящих к нему жертвовать внешним благополучием ради благополучия внутреннего. Иногда это выглядит жестокостью, но надо лишь сменить угол зрения. Отец Анатолий требует от людей того, чего он требует от себя — твёрдости и уверенности.

Слова о том, что "тебя и так никто замуж не возьмёт", брошенные им девчушке в самом начале или требование, чтобы героиня Усатовой бросила всё и ехала в капстрану Хранцию, логично вытекают из не терпящего компромиссов образа мышления старца. Он показывает героиням самый прямой (и не всегда самый простой и очевидный) путь. Ведь пусть даже героиня Усатовой не найдёт в Хранции своего мужа и останётся ни с чем, она до конца исполнит подвиг любви. Или первая девушка, которую отец Анатолий заставляет поверить, что у неё плохая карма. С одной стороны — это жестоко, с другой плохая карма — беда значительно меньшая, чем та ошибка, которую она хотела совершить. Обеих старец примиряет с их судьбой и в этом — великая мудрость. Исцеление же хроменького мальчика выглядело бы совсем лубочно, если бы не сцена, последовавшая за исцелением, когда матери ребёнка приходится делать жестокий выбор — что ей важнее — здоровье своего ребёнка или недоделанный инженерный проект.

Значение картины несколько приуменьшает закрадывающийся в сценарий мистицизм. Если то, как обходится отец Анатолий с первыми двумя ходоками вполне объясняется его этической бескомпромиссностью, то демонстрируемые им дальше чудеса и даже акт экзорсизма снижают психологический накал. Из мудреца и знатока душ он превращается в какой-то научно-фантастический артефакт с религиозной подоплёкой. Всегда неспособность прямо пройти по меловой ленте реализма выдаёт слабость и неуверенность сценариста.

Любопытно, как отец Анатолий несёт свой дар — способность видеть будущее и исцелять людей. Он никому не отказывает, потому что это цена его искупления. При этом, избегая самой возможности самовозгордиться, он часто выдаёт себя всего лишь за служку при старце Анатолии, достигая тем самых глубин самоуничижения.

Не смотря на глубокую религиозность картины, в соответствии с современными тенденциями в ней очень гротескно подан образ церкви. Идёт постоянное противостояние индивидуально страдающего и искупающего свою ошибку отца Анатолия, который внешне далёк от бога, зато внутренне слит с ним воедино, и погрязший в формализме коллектив монахов, для которых служение — слово однокоренное службе. Они внешне подчинены канону, но внутренне бесконечно далеки от веры. Самоотречение отца Анатолия вызывает симпатию и уважение, вселяет в душу надежду, тогда как быт монахов рождает ужас и отвращение — тело Христово на земле покрылось мирским ракушечником и чтобы найти и очистить его нужна безаппеляционность и жесткость отца Анатолия. С прямолинейностью первых христиан он готов спасать не только свою душу, но и души братьев.

Наконец, хочу заметить, что люди стали очень жестоки. Недавно прочёл в одной питерской газете рецу на "Остров", в которой рецензентка сказала, что финальное покаяние отца Анатолия — фальшь сценария. То есть выходит, что по её мнению тридцати лет страданий и отречённости старца не достаточно для получения прощения, типо он и умереть должен был без прощения. Откуда берётся такая чёрствость в душе, такая ненасытная жажда крови? Ведь ясно же, что выживший Тихон — это чудо, дарованное отцу Анатолию простившим его господом. Более того, следуя христианской логике естественно предположить, что если бы отец Анатолий не провёл свою жизнь в вымаливании прощения, Тихон бы и не выплыл (чем-то похоже на параноидальную фабулу "Знаков", не правда ли? Но сколько не в пример "Знакам" реактивной мощи и основательности!). Выходит, старец вымолил не только прощение, но и вымолил жизнь для своего товарища! И это вовсе не фальшь сценария, а напротив, его сила, его ударная сердцевина. Отец Анатолий ДОЛЖЕН был получить в конце прощение, и сценарист просто не стал противоречить естественному ходу православных вещей.

За сценариста оддувался Нгоо.

пысы — вот у меня в названии рецки заявлено, что "Остров", де, третий. Поясню. Первым "Островом" были буддистские посиделки Ким Ки Дука. Вторым "Островом" — футуристический амеркианизм Майкла Бея c Иваном Мак-Грегором в главных ролях. И вот наконец вместо того чтобы держать щит меж двух враждебных рас Расея из транзистора превращается в третью фазу, давая Востоку и Западу свой взгляд на проблематику острова. Надо сказать, что мне, человеку бесконечно далёкому как от православия так и от буддизма и американщины, между тем наш "Остров" понравился больше всех. Потому что там камни и лишайник — супротив этих аргументов я не смог устоять даже на Чатырдаге в Крыму и оставил там своё сердце. Фильму "Остров" я дарю печень, она почти как сердце, только лучше, потому что не только гоняет кровь, но и творит её!

Адрес статьи: Ekranka третья сверху.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-12-05 16:31:36 (Morita)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 5096
Комментариев: 39
Версия для печати | Форумная версия

Diana
5 Dec 2007, 16:59

Спасибо за ссылку, там еще есть интересные рецензии.


cheri
5 Dec 2007, 18:27

С моей точки зрения фильм отвратительный(да простят меня его поклонники).Интересно,а что думает по поводу "Острова" Рашид Нугманов?


Brat
6 Dec 2007, 06:28

Ekranka

А ПРО "Иглу" и Рашида Нугманова прочитали ?
(последний комментарий)


Diana
6 Dec 2007, 10:46

Ответ нику Brat (2007-12-06 06:28):

Супер! Специально поискала фото Джона Ву, повеселилась :lol:


vagner
6 Dec 2007, 10:49

Где-то подобное мы уже читали. У Достоевского что ли :)


Morita
7 Dec 2007, 09:22

Вот казалось бы "Изображая жертву" и "Остров" два фильма, которые ничто не объединяет и вот такое совпадение, интересное, на мой взгляд:
режиссёр "Изображая жертву" - Кирилл Серебряников, он же режиссёр сериала (кстати, сделан сериал потрясающе) "Дневник убийцы". Сюжет "Дневник убийцы" молодой парень чтобы остаться в живых по приказу молодой, но рьяной революционерши расстреливает остальных приговорённых к казни и ему соханяют жизнь. С этого момента вся его жизнь меняется и он живёт только думая о своём поступке... и только много позже узнаёт, что он не сделал этого - упал в обморок и людей расстреляли другие.

Мистическое созвучие учитывая, что главный герой фильма "Остров" всю жизнь просит прощения у Бога за вынужденное убийство своего друга и только в конце своего пути узнаёт что друг жив.

Ещё одно совпадение - роль молодой революционерши играет Виктория Исакова, она также играет одну из ролей в фильме "Остров".

Т.е. автор этой рецензии случайным образом выбрал два эти фильма для сравнения, а всё оказалось гораздо глубже.


RANEC
7 Dec 2007, 11:56

Мне понравились оба фильма,но "Остров"конечно больше.Мамонов отлично сиграл в нем.А в "изображая жертву"конечно поразил монолог следователя в японском ресторане!я считаю оба фильма по своему интересны и поучительны.


olga
7 Dec 2007, 12:53

У меня какое-то двойственное чувство от фильма "Остров". С одной стороны - великолепный Мамонов, вообще прекрасная игра всех актеров, дивная картинка Севера, неплохой замысел... С другой - искажение всех возможных духовных тем. Начиная с монашества, покаяния, юродства, церковных Таинств и иерархии. Это долгий разговор, конечно, но одно могу сказать: это лубочное христианство, не имеющее прямого отношения к той Благой Вести, которую принес Христос...


damer
7 Dec 2007, 14:44

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-07 12:53):

Оля, меня всегда удивляла твоя предвзятость.
:evil:

Дело даже не в том, что ты католичка, а в том, что ты прекрасно знаешь, что режиссер фильма и не ставил перед собой задачу раскрыть "все возможные духовные темы". Критиковать человека за то, что он не собирался делать, довольно странно. Или ты просто не поняла замысел фильма (об этом в конце).

Монашество, юродство, церковные Таинства в фильме даны в сугубо реалистическом ключе.
Это просто фон, картинки русской жизни, то, что можно условно назвать православной культурой. Для кого-то это культура чужая. Вот это правда.

Ты называешь это "лубочным христистианством", противопоставляя ему Благую весть. Но о Благой вести режиссер-то и не говорил. Я читал, кстати, какую-то феерическую по своей глупости критику, где автор подробно расписывал канонические нарушения, которые делали герои в фильме.

Основная тема фильма по Лунгину, это покаяние ("фильм не о православии" его слова). И вот как он понимает это покаяние, как актеры, в частности Мамонов, передали эту идею, как эо всё получилось в фильме - вот это вопросы добросовестной критики.

Лунгин о фильме:

«Остров» - это фильм о стыде и покаянии, которое делает из человека Человека, понимаете?

Главным для меня в этом фильме было – проникновение… что Бог есть – это, во-первых, во-вторых… есть покаяние… и то есть то, что мы – не животные.

Sudogda


olga
7 Dec 2007, 14:53

Да неправильное это покаяние, Андрей! Вот в чем фокус! Невротическое, а не христианское!
Если бы апостол Петр остаток жизни вот так "бил главой о сруб светлицы" из-за своего предательства - христианства вообще бы не было. Если бы апостол Павел, в прошлом соучастник массовых убийств христиан, повел себя также, как главный герой "Острова" - христианства тоже не было бы!

Христианское покаяние жизнеутверждает, а не подавляет человека. Смирение и покаяние не значит невротических стенаний на тему "себя-сволочи" в течение 50 лет. Каяться и заниматься самосъедением - разные вещи!

Помнится, читала одну замечательную книгу на тему покаяния. Там очень хорошо разграничивалось "покаяние Петра" и "покаяние Иуды"...


damer
7 Dec 2007, 17:55

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-07 14:53):

Ты как-то совсем забыла, что в фильме Лунгина показан монастырь (элементарно же). Хотя бы уже поэтому отсылка к апостольским временам не вполне корректна. Монашество появилось спустя три-четыре века после апостольских времен.

Монашеская жизнь не связана исключительно с миссионерством, не ограничивается одной экспансией, она гораздо богаче, разнообразнее: в нем есть место и уединенной молитве, и плачу, и радости...

О. Анатолий не просто монах, а отшельник, почти юродивый. По фильму у него есть и дар прозорливости, и чувство юмора, и ум. И
работа есть. Он совсем не подавлен. Просто тебе этого не видно. :(


Morita
7 Dec 2007, 19:46

Промо ролик к фильму "Остров":



olga
8 Dec 2007, 11:01

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-07 17:55):

Мне все видно, Андрей. Разгадку сам о.Анатолий дал, в разговоре с игуменом: "Чуть не святым меня сделали. А какой я святой? Мира нет в душе..." Он сам говорит о том, о чем я тебе говорю: душевно он раздавлен чувством вины. Много лет борется с ним, кается, изнуряет себя, а толку нет - вина всегда с ним черным камнем на шее. Оттого, что Господь его не простил? - нет, конечно же. Оттого, что переживание вины у него выросло в невроз.

Монашество или апостольство - здесь вообще неважно. Важна личность апостола Петра, его покаяние, покаяние Савла. Они не были раздавлены виной, не растратили жизнь на поиск "мира душе". Разница не в образе жизни, а в мышлении, в подходе к проблеме.


Morita
8 Dec 2007, 21:27

Официальный сайт фильма "Остров":
Ostrov-film


damer
8 Dec 2007, 21:36

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-08 11:01):

У тебя какое-то странное и навязчивое желание киноперсонажу поставить медицинский диагноз (невроз)… Но ведь ты даже не доктор. :)

Дар прозорливости, чувство юмора, ум и трудолюбие отца Анатолия исключают понимание его как невротика с «черным камнем на шее».

Разгадка фильма, на мой взгляд, в одном из эпизодов (не в начале ли?), когда о.Анатолий ходит по острову и читает Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»…

В фильме чувство вины преображает о.Анатолия. «Грехи давят» только потому, что «страшно перед Господом стоять». И «мира в душе» героя нет, но и не может быть: простить смертный грех сам себе человек не вправе.

Поэтому вполне логична концовка. Происходит чудо (с т.з. главного героя): оказывается, что Тихон выжил. После этого, если помнишь, у отца Анатолия «в душе ангелы поют». Бог его простил (по молитве).


Morita
8 Dec 2007, 21:51

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-08 21:36):

Абсолютно согласна. и с тем что первый эпизод фильма самый сильный и в нём разгадка... и в том, что Бог о. Анатолия простил и подарил жизнь Тихону. Фильм потрясающий.


damer
8 Dec 2007, 22:46

Ответ нику Morita (2007-12-08 21:51):

Фильм интересный, во многом знаковый. Хорошие актеры... Думаю, что они вытягивают 50 процентов фильма. Еще 25% - православие (образы монахов, их жизнь, тема покаяния). А оставшиеся 25 - посредственны.

Я имею в виду сюжет, сценарий. Как-то неоригинально, надуманно. Я не вижу логичной связи между предателем и о. Анатолием...
Как-то поверхностно. С одной стороны, герой так или иначе должен был на себя в милицию заявить. С другой - в этом случае была бы слишком явная цитата из Достоевского (Раскольников).

Не убийство, а что-то другое гармоничней смотрелось бы в фильме. Но не знаю что.


olga
9 Dec 2007, 10:40

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-08 21:36):

Я не доктор, но в духовной жизни кое-что смыслю. Поэтому и говорю: его покаяние далеко от христианского. Дар прозорливости и пр. чудотворения не являются признаком духовного благополучия, ибо Бог творит чудеса и руками грешников. Мира в душе у него нет? Нет. Он сам это признает. Мучает его вина 50-летней давности? Мучает. И преображает его не в святого ("какой я святой? мира нет в душе"), а в почти сумасшедшего, которого только Сам Господь смог исцелить и освободить.

"Ангелы в душе запели" - это прекрасно. Только ведь Бог прощает грех в первую же секунду раскаянья! И ангелы начинают радоваться об грешнике кающемся сразу же, как только грешник осознал свой грех и ужаснуся ему! А не тогда, когда ты, наконец, услышал пение ангельское...
Нет смысла всю жизнь самосъедением и самоуничтожением заниматься - гордыня это (это не я сказала, а все древние подвижники говорили). Если Бог простил (отпустил), то какое право ты имеешь держаться за этот грех? Ты не умнее Бога, и если Он прощает, то и ты должен себя простить! Отпусти, оставь в умственной памяти - для собственного назидания и смирения, а сердце освободи, очисти и - снова в дорогу. Вот это христианство. Вот это действительно преображает.

Про невроз, кстати, тоже не я придумала, а специалисты, которые одновременно и священники, и психиатры.


damer
9 Dec 2007, 21:06

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-09 10:40):

О. Анатолий не считает себя святым. Но когда святые считали себя таковыми? Впрочем, и режиссер тоже, по-моему, не считает своего героя святым. Хотя по жанру, как он сам признается, это житие. За основу были взяты жития преп.Серафима Саровского и др.

Ты не принимаешь покаяние о.Анатолия как христианское. Я принимаю (и многие православные священники). Безусловно и безоговорочно. Причем для меня совсем не важно святой-не святой о.Анатолий... По-моему, не об этом фильм.

Интересно другое. На мой взгляд, наши позиции всего лишь обнажают духовную пропасть между православием и католичеством (в молитвенном опыте: "чувственное католичество" и "невротическое православие"). Это, конечно, трагедия. Но это так.

Очевидно, что для преодоления этой пропасти нужно малое: увидеть в другом частицу Христа...

Такие фразы как "почти сумасшедший", "невроз", "самосъедение", "самоуничтожение" и тп нельзя назвать добросовестной критикой (абсолютно к герою не относятся) и звучат как оскорбления (вольные или невольные).


Morita
9 Dec 2007, 22:40

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-09 21:06):

Мне кажется что тут особо глубоко может и копать не надо, тут на уровне чувств. вот посмотрел фильм и что на душе чувствуешь. Я просто возрождаюсь как-то после этого фильма, поэтому посмотрела уже не знаю сколько раз и ещё буду смотреть... Он душу лечит... И музыка потрясающая (Владимир Мартынов), и пейзажи северные... актёрский состав - 100% удача - каждый на своём месте. Образы на столько объемные созданы. Потрясающий фильм. Сейчас таких мало. Последнее время что не посмотришь, потом сидишь и думаешь - потеряла часа 2 из жизни... А здесь совсем лругое.


damer
10 Dec 2007, 07:24

Ответ нику Morita (2007-12-09 22:40):

Копать глубоко совсем необязательно. Это от человека зависит... Я вот люблю глубоко копать, до самой сути.


damer
10 Dec 2007, 07:30

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-09 10:40):

Несколько ссылок об отношении духовенства к "Острову" и теме покаяния в нем:

1. Патриарх Алексий Второй

Gzt

считает, что создатели фильма "Остров" блестяще раскрыли темы покаяния и юродства и благословил их "на дальнейшие труды", передает РИА Новости.

"Чувствуется, что вы все вложили в этот фильм душу. Вы затронули малознакомые для нашего общества темы монашества, покаяния, смирения, юродства. И справились с этим блестяще", - сказал Алексий Второй, вручая патриаршии грамоты создателям картины в своей рабочей резиденции в Москве.

Это "первые обращения российского кинематографа на широком экране" к таким темам, но не последние, убежден патриарх. "Все это вызвало большой интерес, в кинотеатрах очень много людей", - добавил он.

"Люди устали от фильмов, где льется кровь, пропагандируются жестокость и ненависть. Людям нужно что-то для души и духовной поддержки. Это вы и постарались дать в своем фильме", - сказал Алексий Второй.


2. Священник Михаил Рогозин.

ОСТРОВ НАДЕЖДЫ. Golos-sovesti.

3. Диакон Андрей Кураев

"Остров" - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики",

"И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это - вместе",

Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".

"Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул собеседник агентства.

Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.
Interfax-religion.


4. А вот мнение священника, который сначала критически воспринимал фильм, а потом изменил свое мнение:

Иеромонах Спиридон: Тема об "Острове" - единственная на всем этом форуме, где меня аргументированно замолчали. Я успешно сражался аки древний спартанец супротив всего общественного мнения, вдруг прилетела стрела из за горизонта в виде проповеди свт. Николая Сербского о покаянии, и я пал... Ничего не смог возразить, тока извинился, изменил мнение о фильме и пообещал больше об "Острове" ничего не говорить на форуме.

Kuraev


olga
10 Dec 2007, 09:11

Я читала многочисленные отрицательные отзывы таких же представителей православного духовенства - и монахов в том числе... Это не доказывает ровным счетом ничего. "Страсти Христовы" и ругали, и хвалили такие же православные священники. Все разные.

Не в пропастях между ПЦ и КЦ здесь дело. А в отсутствии или наличии глубокого покаянного опыта, в умении разбираться в этом.
Я не претендую на звание эксперта, но те вещи, которые показаны в фильме - очевидны даже мало-мальски грамотному христианину. У апостола Павла (убийцы не одного христианина!) покаяние обернулось радостью, надеждой, колоссальной верой, обретением достоинства чада Божия. Апостол Павел несмотря на все свои преступления прошлого, писал о себе в конце жизни, что он славно потрудился и за это на небесах его ждет венец славы. Он не считал это гордыней! Просто потому, что смотрел - на Христа Спасителя, а не на себя-грешника. В этом вся "колоссальная пропасть", о которой ты говоришь.

Дело здесь не в оскорблениях, Андрей. Больного человека (душевно и духовно) всегда жаль. Очень жаль. Но это не должно мешать называть болезнь - болезнью. О. Анатолий - человек несчастный и больной, прикованный, как раб к колодке, к своему давнему греху.

И фильм-то в общем, не про то, какой он правильный и святой (он как раз неправильный и несвятой!), а про то, что Милосердие Божие превыше всех грехов человеческих, важнее всех грехов... Что Милосердный Бог был вынужден сотворить чудо, чтобы вывести несчастную душу из тупика, в который она сама себя загнала...


damer
10 Dec 2007, 11:18

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 09:11):

Я тоже читал отрицательные отзывы православного духовенства, но почти не один из них не опускался до ругани. Один отзыв впрочем был, но там священник очень странный был. Кинь ссылку на свои источники. А то как-то голословно.

Пропасть в понимании покаяния между ПЦ и КЦ - это факт сравнительного богословия. Могу дать ссылку. Я все-таки думаю, что в этом причина. А то ведь по твоей логике получается, что у Патриарха и других православных священников и верующих отсутствует "глубокий покаянный опыт", "умение разбираться в этом".

И что "очевидно даже мало-мальски грамотному христианину", оказывается не очевидно самому Мамонову, Патриарху, миссионеру Кураеву и тп.

Я не вижу смысла в противопоставлении апостолов (видевших Господа) и праволавного монашества (в монашеских образах фильма "Остров"). Они совершенно не противоречат друг другу, а напротив дополняют. О.Анатолию не чужды радость, надежда, колоссальная вера, достоинство чада Божия.

Взгляд героя Мамонова также направлен на Христа Спасителя, что выражается в первую очередь, как я уже говорил, в Иисусовой молитве: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"

Больного человека (душевно и духовно) всегда жаль. Очень жаль. Но это не должно мешать называть болезнь - болезнью.


Еще раз. Считаю очень глупым художественный образ оценивать медицинскими терминами. Так и до фрейдизма дойдет.


olga
10 Dec 2007, 13:46

Андрюш, не затевай все это заново, а! Ни одного приличного научного труда по сравнительному богословию ПЦ и КЦ в природе не существует. Подделок и поделок - миллион, ими я уже сыта по горло...

Что касается Патриарха, у него может быть свое мнение, у меня свое, не так ли? Он вроде пока безошибочностью папской не обладает и его высказывания на любую тему никого ни к чему не обязывают. Тем паче меня, католичку :)

Ссылки на отрицательные отзывы попробую найти.


V
10 Dec 2007, 14:22

Почему православные и католики крестятся по-разному? - Как обычно - кодировка не совпадает. (c) анекдот


olga
10 Dec 2007, 16:01

:] :]


damer
10 Dec 2007, 16:57

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 13:46):

Мнения у каждого свое, конечно. Только по твоему мнению получается, что Патриарх, оценивший тему покаяния в фильме, не догоняет в этом вопросе "даже мало-мальски грамотного христианина".

Я-то ничего скандального не затеваю, тем более не считаю возможным вдаваться здесь в богословские споры. Просто говорю очевидное всем: "кодировка не совпадает". :)

В довесок "сравнительное богословие" от Петра Мамонова:

"Европа - это же кладбище христианства, вот поэтому и фильмы на религиозную тему у них не получаются. Там только памятники, а веры очень мало. Католицизм - это извращение, протестантизм - это вообще атас. Они как устроились по жизни комфортно, так и духовно хотят себя чувствовать комфортно. В протестантизме ведь что главное: верь - и все. Грехи уже искуплены Христом. Поэтому делай все что хочешь, только в меру, - и будешь спасен. А у нас вон как герой мой с грехом своим носится - и правильно. И кается, и плачет. А не то, что в церковь пришел и опустил двадцать копеек. Так что в Европе веры нет".

Йя-Хха


Strannik
10 Dec 2007, 17:14

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-10 16:57):

Так что в Европе веры нет".


Я бы не стал так критично вырожаться, вера есть наверно почти везде или везде, где-то в меньшей степени, где-то в большей!


damer
10 Dec 2007, 17:17

Ответ нику Strannik (2007-12-10 17:14):

Я согласен. Мамонов всегда утрирует или гиперболизирует. Он примерно также и о России говорит. :)


olga
10 Dec 2007, 18:25

А я в общем имею право на собственное мнение о патриархе, не так ли? :wink: Озвучивать которое не буду по принципиально-этическим соображениям.

Цитату про "ужасы Европы" даже комментировать не буду. Один европейский фильм "Великая тишина" переплюнет 10 "Островов". ЛЕГКО! Кстати, кто-нибудь видел сей шедевр?


olga
10 Dec 2007, 18:31

Официальный сайт фильма "Великая тишина"
Legrandsilence-lefilm


damer
10 Dec 2007, 18:48

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 18:25):

Рекламы по Первому каналу не было. Не видели. :)


olga
10 Dec 2007, 18:52

Критические отзывы священников:
Patriarchia

Православный публицист:
Ej


damer
10 Dec 2007, 19:10

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 18:52):

Что касается критических отзывов духовенства с сайта Патриархии, то я с ними полностью согласен (часть опасений разделяю). Но "неврозов" и прочих медицинских диагнозов там как раз нет.

Статья "православного человека" (с "оранжевого" сайта) на троечку.

Это всё?


Strannik
10 Dec 2007, 19:18

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 18:25):

А я в общем имею право на собственное мнение о патриархе, не так ли? Озвучивать которое не буду по принципиально-этическим соображениям.

Цитату про "ужасы Европы" даже комментировать не буду. Один европейский фильм "Великая тишина" переплюнет 10 "Островов". ЛЕГКО! Кстати, кто-нибудь видел сей шедевр?


Да причем тут вообще все это, суть фильма, что жизнь это испытание души, остальное все не имеет значения!


olga
10 Dec 2007, 19:23

"Мне, как православному священнику, казалось бы, не пристало так радоваться успехам наших братьев-католиков, но я не мог не возрадоваться торжеству идей монашества в современном мире. Присутствие Христа в этом фильме гораздо больше, чем в фильме "Остров", в котором никакого Христа уже не надо, есть старец Анатолий, который решает все и вся.

Я вынужден констатировать превосходство католического фильма над фильмом православным".
Полностью репортаж тут: Portal-credo

"Великая тишина" рулит!!! 8-)
Cinematheque

У меня, кстати, ДВД дома есть, лицензионный, иностранный :P


damer
10 Dec 2007, 20:43

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 19:23):

Спасибо за ссылку, интересный репортаж. Медицинских диагнозов персонажу Мамонова и здесь никто не ставит. Так что с тебя бутылка (можно медицинского спирта).

Есть в литературной критике золотое правило, когда критикуешь, то исходи из того, что хотел сказать автор, а не из того, что он по чьему-либо мнению должен был сказать. О.Георгий - замечательный историк, но скорее всего не знаком с этим правилом.

Суть претензий о.Георгия сводится к тому, что фильм "Остров", по его мнению, не актуален. "Старец в этом фильме закрывает собой Христа, как это, увы, происходит в жизни наших многих православных христиан".

Но фильм не снимался по заказу Священного Синода как документальное кино о жизни православного монастыря. Есть еще свобода творчества, когда книги пишут не по заказу партии, а по желанию души, по художественному наитию. Основная тема "Острова" - покаяние. Показаны взаимотношения кающегося монаха с людьми, с Богом. Во время молитвы на острове, когда он, читая "Иисусову молитву", обращается к Богу. Во время беседы с настоятелем монастыря (почти исповедь), когда говорит о страхе стоять перед Господом ("грехи давят"). Наконец, когда слышит ангельское пение, понимает, что стал свидетелем настоящего чуда и получил прощение...

С оговорками разделяю некоторые опасения о. Георгия по поводу того, как воспримет фильм публика. Но к самому фильму, к замыслу режиссера это уже не имеет отношение.



damer
10 Dec 2007, 20:51

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-10 19:23):

"Великая тишина" рулит!!!
Cinematheque


На месте о. Георгия Митрофанова я бы говорил то же самое. В культурный центр "Покровские ворота" приходят в основном русские католики. У них достаточно стандартный набор претензий к РПЦ. Отец Георгий их просто озвучил: чтобы тебя услышали, нужно повторить аргументы другой стороны. Услышанный человек лучше слушает.

Сравнение в пользу католического фильма в католической(преимущественно) аудитории мне понятно...

Понятны и его симпатии как историка к документальному кино ("Дорога к великому молчанию") и непониманием им условностей художественного фильма ("Остров").



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Кино":

  • Building a Screenplay
  • Конструкция киносценария
  • Список худ. фильмов с песнями «КИНО»
  • Михаил Сергеевич меняет профессию
  • Victor Tsoi
  • Фильмы, где звучит "КИНО"
  • О звукоряде и музыке к фильму "Игла"
  • Из книги «Асса – книга перемен»
  • Невидимыми нитками шьет «Игла» саван псевдо молодежному кино*
  • Игла



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.034809 сек.