На главную!
Я плохой художник, потому что я слишком умен, чтобы быть хорошим художником. Хороший художник должен быть глуповат.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Асса-ее!


Евгений Жилинский, 14.07.2008
сценарий документального фильма.

В кадре - мастерская художника Сергея (АФРИКИ) Бугаева. На стенах висят картины с крупными надписями "Родченко!", "Да" и пр. вперемешку с модными плакатами. Мебель случайная, но с претензией на уют. Кое-где разрисованная. АФРИКА вместе с художником ТИМУРОМ НОВИКОВЫМ даёт интервью для журнала "Flash art".

ВИКТОР ТУПИЦИН:

Вчера я видел некрореалистические фильмы Евгения Юфита и мне показалось, что живопись Ленинградской "Номы" имеет с ними много общего. Оба этих феномена строятся в обрамлении одной тенденции. Если это так, какого рода отношения приносит это сходство в жизнь?

ТИМУР НОВИКОВ:

Можно сказать, что это единый художественный процесс, в котором оба - кинематографист и художник - учавствуют одновременно. Сегодня они делают кино, а завтра - живопись. Все эти люди - Евгений Юфит, Олег Котельников и другие - можно назвать ещё массу имён - все они имеют единую суть на игровой и художественной арене Ленинграда. Во время каких-нибудь больших культурных событий они консолидируются, превращаясь в единый кулак.

В кадре - заставка: КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Фрагменты фильмов Юфита чередуются с реальными кадрами из жизни работников уголовного розыска. Двое битников бегут друг за другом по лестничной клетке; группа людей разворачивает посреди снежной опушки изуродованный труп неизвестного мужчины. За кадром - Голос ДИКТОРА МЕСТНЫХ НОВОСТЕЙ, объясняющего, что, собственно, происходит:

ДИКТОР:

"Трудно живётся нынче всякой пьяни. Особенно туго приходиться, так сказать, творческой интеллигенции. Проводя очередной рейд в районе, миллиционеры и помогавшие им дружинники то там то сям натыкались на напившихся до положения риз людей. Выяснилось, что все эти граждане напились до скотоподобного состояния на приёме в генеральном консульстве США. Это состояние не столь необычно для препровождённых в вытрезвитель так называемых свободных художников Кирилла Миллера и Дмитрия Шагина. Вечером того же дня была задержана машина с дипломатическими номерами, в которой на непозволительной скорости разъезжала другая компания творческой, в кавычках, молодёжи в составе 12-ти человек, среди которых обнаружены не имеющие ленинградской прописки Сергей Бугаев и Андрей Крисанов, совершавшие в момент задержания непотребные действия в багажнике автомашины. Владелец транспорта - подозреваемый в шпионаже атташе по культуре государства Швейцария - найден невменяемым в той же машине.! "

В кадре появляется режиссёр-некрореалист ЕВГЕНИЙ ЮФИТ, дающий интервью журналу "Cine fantom".

ЕВГЕНИЙ ЮФИТ:

...Первые съёмки мы провели в большом многолюдном дворе в центре Ленинграда, инсценировав драку на помойке. Снимали мы недолго, через двадцать минут меня, поскольку я держал кинокамеру, отконвоировали в ближайшее отделение милиции. Там выдвинули обвинение чуть ли не в шпионаже и, решив что это дело не в их компетенции, переправили в РУВД, где меня мурыжили целую неделю, пока не проявили плёнки. Но, посмотрев материал и не обнаружив там ничего, кроме крайнего маразма, отпустили, посоветовав больше этим не заниматься. Я же не внял советам и на следующий день преспокойно продолжал съёмки. Позже у нас отобрали манекен, который мы использовали для съёмок сброшенного с большой высоты мёртвого тела. Видимо, в результате многократных арестов и задержаний к нам привыкли и относились как к придуркам. Но на всякий случай отбирали оборудование. Мы обследовали место очередных съёмок, а именно мост Александра Невского. Манекен - мы его звали "Григорий" - лежал в чемодане. Мы! не стали говорить милиционеру, что снимаем кино - так, гуляем. А в чемодане что? Пришлось открыть. А там - скрюченный Григорий. Вообще, политика меня тогда мало интересовала. Я всегда говорил, что меня больше интересуют бытовые травмы. Если это авиатравмы, то это может быть связано с политикой, но не буквально. Просто авиатравмам иногда подвержены всякие политические деятели. В этом контексте политика, конечно присутствовала в сфере моих интересов. Но по большому счёту труп есть труп. Простолюдин он или политик - это меня не интересует. Меня интересуют его метаморфозы."

В кадре - хроника повседневной жизни, включающая в себя первомайские парады,представленые чёрно-белыми материалами из киноархивов. Наплывами и монтажными вставками, как сейчас модно делать, туда вкрапливаются очереди у пивных ларьков, труд рабочих на производстве, хиппующая молодёжь у Казанского собора и фланирование посетителей по выставочным залам. Нормальная жизнь, не предвещающая никаких перемен на ближайщие сто лет. Но мы-то сейчас знаем, что это ощущение - кажущееся! Голос ДИКТОРА за кадром:

ДИКТОР:

" Несмотря на множество разных событий, происходивших то тут, то там, считалось ,что время в то время остановилось. Нонконформизм семидесятых испытывал одно разочарование за другим, и более молодые люди в конце- концов перестали что-либо кому- либо доказывать и ушли в свой придуманный мир. Как было выделиться в маленьком грязноватом, но недорогом кафе на Невском, среди полубезумных поэтов, недобитых хиппи и прочей тусующейся молодежи? Новое время породило новый универсальный язык - рок-музыку, которая определяла принадлежность к прогрессивной богеме. Жесткий урбанизированный ритм современного города выдавил из себя сопли и вздохи самодеятельной песни, оставив бледным детям проходных дворов жесткую сетку буги-вуги и проблемы, которые не всегда исчезают вместе с прыщами. "Системный пипл", появившийся в еще не виданном количестве, выбрали в качестве своей альтернативной музыки примитивные переложения песен Битлсов и восточно-медитативные напевы. Вечная неудовлетво! рённость молодёжи оборачивалась текстами типа :"Шла по улице мерзость, одетая, как все" (Г.Ардановский, группа "Россияне") или натужным весельем группы "Зеркало": "Его по морде били чайником - его нельзя поцеловать, пап-пабап-пап!" Первые панки с настоящими булавками фанатели на подобных концертах, и их даже не смущала дальняя поездка на электричке куда-нибудь в Сестрорецк, в никому не известный клуб. Несмотря на отсутсвие рекламы, слухи о сколько-нибудь начительном событии молниеносно разносились по самым дальним уголкам города. "...Видел Исачёва? У Маринкиного отчима в мастерской его выставка...", "Россияне распались. Жора Ардановский ушел и пропал, как Хармс...", "Сегодня в Кировском - ТЭИИ!", "Как тебе последний концерт Боба?" - эти вопросы задавались всем. Даже тем, кто учился в привиллегированных учебных заведениях и ничего из музыки кроме Элвиса не желал знать."

В кадре появляется художественный критик МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.

МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ:

Существование советского андеграунда семидесятых - начала восьмидесятых удивительно напоминает быт экзистенциалистов в квартале Сен-Жермен де Пре во времена Оккупации. Кафе закрывались рано, и ночь завершалась у кого-нибудь в мастерской; существовал свой самиздат и магиздат; мода на черную одежду и стрижки под джи-ай; чисто стиляжная страсть к танцам и модной музыке - именно тогда возродились вечеринки с танцами... Постмодернизм, как и экзистенциализм, входил в моду сначала в одежде и образе жизни, а уж затем - в философии. Раз или два в году в каких-нибудь ДК проходили выставки художников - членов Товарищества экспериментальных выставок и возникших на основе товарищества более новых объединений, что было явно недостаточно для творческого процесса. Поэтому вовсю практиковалась полулегальная традиция квартирных выставок и концертов, непритязательно продолжавшаяся со времён Газоневщины. Атмосфера, царившая на таких мероприятиях, сравнима только с восторгом приобщившегося к масонской ложе неофита. Типичное мероприятие такого рода обычно формулировалась тремя фразами. У входа вас встречал сутулящийся ветеран-диссидент и тихо говорил, печально улыбаясь: "Нас могут прикрыть с минуту на минуту". Потом приближался нетвёрдой походкой великан-абстракционист и , глядя ввысь, осведомлялся: "Слушай, утебя нет случайно выпить?" И, наконец, художник-мистик и ночной сторож, мёрзнущий в ленинградские морозы южанин, исступлённо говорил: "Я хочу выразить в своих картинах Энергию Вселенной!" Кстати, могла быть и четвёртая фраза - из
песни, исполняющейся впервые здесь же на кухне - "Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет"...

В кадре - интеллигентные посиделки. Люди в приличных одеждах сидят за накрытым столом в типичной гостиной начала 80-х годов. Один из гостей с внешностью явного физика наигрывает на гитаре и поёт песню Б.Окуджавы "Пока земля ещё вертится..." Остальные - внимают с серьёзным видом, а кое-кто даже с радостным озарением на лице. На эти идиллические кадры наплывает фонограмма Чабби Чеккера - "Everybody - twiiiiiiiiiiiiiist!" Кадры с интеллигентами сменяются декаденсной вечеринкой - странно, но стильно одетые молодые люди и девушки отплясывают твист с элементами пого. Это - Новые романтики начала 80-х. Их внешний вид больше соответствовует фильму "Серенада солнечной долины", чем "Ziggi Stardust". Все присутствующие говорят, почти одновременно, стараясь больше высказаться, чем послушать других. Кто-то открывает шампанское и поливает пеной подвернувшихся под руку. Рядом двое молодых людей в фирменных футболках MTV разрисовывают друг друга несмываемыми фломастерами. Кто-то целуется. Чабби Чаккера сменяет Эдита Пьеха с песней "Хорошо!" Катающиеся по полу пан! ки подпевают. Голос ДИКТОРА за кадром:

ДИКТОР:

" Андрей Панов по прозвищу "Свинья" и его группа "Автоматические удовлетворители" исполняли на концертах Гимн панков со словами "Появились панки в Ленинграде. То ли это люди, то ли гады. Они танцуют твист и пого. Покажите к Роттену дорогу!" Это было грубо, дико, но безумно весело. На другом полюсе алтернативной музыки восседал Борис Гребенщиков. Многие поклонники утверждали, что песни "Аквариума" очерчивают определённый внутренний настрой молодёжи 80-ых и цитировали строки, как истово верующие священную книгу. Но большинство привлекало в основном непонятность, медитативность текстов. Говорили, что это не просто непонятное, а непонятное второго порядка. Т.е. непонятное непонятного. На самом деле и АУ и БГ и "Зоопарк" и многих других объединяло одно - обращение к реальным проблемам, открытие нового поэтического языка и своеобразный выход в Европу, пусть даже и через окно, что очень характерно для деятелей "новой волны" как в музыке так и в изобразительном искусстве.. Ностальгическое осмысление рок-н-ролльных истоков, экзистециализм и неоромантика обернулись сценическими образами Дэвида Боуи, групп "Мэднесс", "В-52" и "Дюран-Дюран" (название дословно означает Иванов-Иванов и взято из поп-фантастики 60-х "Барбарелла"). Музыкант Сергей Летов дал одно из самых верных для того времени определений Постмодернизма.: "В отличие от неоавангарда 70-х одной из основных особенностей Постмодернизма является отсутствие эстетических запретов. Таким образом, прекращает своё действие отрицательная эстетика авангарда, запрещающая использ! ование элементов культурного тезауруса, как банальностей.

Сосредоточием постмодернистского искусства является поиск новой красоты, осуществлённый в форме ироничной игры..." Каждый современный искусствовед, описывая теперь эпоху Постмодернизма, просто считает своим долгом заострить внимание на определившимся в то время новом типе художника: "Это образованные, владеющие иностранными языками, гладко выбритые молодые люди с аккуратными причёсками, одетые в элегантные костюмы..." И действительно, представление о представителе богемы, как о брутальном нигилисте, плюющем на внешнюю сторону жизни, стало отмирать. В обиход вошли папины штиблеты и пиджаки, а если неофит не обладал запасом стильных вещей, то прикид покупался в комиссионке. Так заодно была предвосхищена мода 90-х на second hand."

В кадре - АФРИКА и ТИМУР НОВИКОВ, дающие интервью журналу "Flash art".

ЭЛИЗАБЕТ САССМАН:

Как много вы знаете об Американской либерализации сексуальных меньшинств?

АФРИКА:

Что-то около 20-ти сантиметров!

МАРГАРИТА ТУПИЦИНА:

Только недавно вы начали говорить открыто о сексуальной ориентации. Вы правда гомосексуалисты?

АФРИКА:

Да!

МАРГАРИТА ТУПИЦИНА:

Было бы интересно в этом контексте подискуссировать о работах Георгия Гурьянова, навеяных Родченковскими фотопортретами героев-авиаторов. Если оригинальные аллегорические утопии - это, как бы пространство желания, то у Гурьянова это просто сексуальные объекты!

АФРИКА:

На этот вопрос очень легко ответить. Ленинград - это город с ненормальными революционными традициями. Официально он назван "город 3-х революций". Отсюда - смещение, нарушение смыслов. Насколько я могу судить, революционный характер города продолжает сохранятся в живописи.

ТИМУР НОВИКОВ:

Я хотел добавить, что один мой приятель говорил: "Живопись и политика - это одно и то же. Жест Ван-Гога - это жест Гитлера. Отличие Ленинграда от Москвы в данном случае в том, что экспрессионистические традиции здесь были независимы. Это не было слепо заимствовано от западных "Новых диких" или "Свободной фигурации" или "Граффити". Если группа "Детский сад" в Москве отталкивалась от западного неоэкспрессионизма, то здесь мы имеем художника Бориса Кошелохова, который всегда писал так и даже считал эту манеру своей собственной. Он так работал аж с 70-х годов. А до него были Васми, Шагин, Шварц и Арефьев. То же самое, но меньшего формата. И эти традиции продолжаются. За исключением, может быть Хлобыстина, Козина и Маслова. Но Олег Котельников - это вполне местный феномен. Он не читает западные книги, не смотрит каталоги. Его работы - это его собственные. Вот почему он так долго держится. Последователи моды же зависят от перемен и в один прекрасный момент устаревают! ."

В кадре - площадь перед ДК им. Кирова, где происходит одна из "левых" выставок. Камера вплывает в зал, фиксируя возбуждённо-заинтересованные лица посетителей. По залу ходят художники здороваются между собой. Некоторые посетители их узнают и показывают пальцем. На стенах и стендах внутри зала висят картины членов Товарищества Экспериментальных выставок (ТЭИИ). Иногда вместо традиционных скульптур на постаментах лежат испачканые подушки и другие, художественно обработанные, вещи домашнего обихода. Висит яркая работа В.Шинкарёва - портрет АФРИКИ в полный рост. Висят также работы ВИКТОРА ЦОЯ (яркий акриловый триптих "Встреча с неземным существом") и примитивизм ГРЕБЕНЩИКОВА. Выделяются тканевые коллажи АФРИКИ и ТИМУРА НОВИКОВА. Голос ДИКТОРА за кадром:

ДИКТОР:

"...В период до середины 80-х годов Тимур Новиков входит в мир независимого искусства и, видя в нон-конформизме скрытые модели тоталитарных тенденций, взрывает его изнутри, сплотив вокруг себя молодых художников, хулиганов-граффитистов, модников, рок-музыкантов и просто шаманов. Он становится лидером нового ленинградского направления в искусстве, включившего в себя "Новых художников", "Новый театр", рок-музыку", "Новую критику" и "Параллельное кино". Сам он воплотил в себе тип "петербургского титанизма" - художника, который воспринимает мир как поле для тотального творчества, на ограниченного рамками отдельных видов и жанров искусства. Но ни "Новые художники", ни музыканты, составляющие костяк новоявленного Рок-клуба ни в коей мере не оглядывались назад, подобно самодостаточной тусовке хиппи или продолжателям умирающего авангарда. Не случайно такие художники, как Тимур Новиков и Кейт Херинг, творили одностилевые вещи в одно и то же время не будучи до определённого момента друг с другом знакомы. У этих, по выражению М.Трофименкова, "детей антиэкологических пространств" была совершенно чёткая ориентация на новый интернациональный язык. Ими были также преодолены комплексы депрессивного негативизма, свойственные андеграунду прошлых поколений и совершён поворот к собственно художественным проблемам, к открытости и радости творчества. Кроме этого, в эстетическом плане, они потревожили слишком много скелетов в шкафу чтобы остаться незамеченными. Михаил Науменко - бард гаражного рок-н-ролла - первым запел о сексе; Митьки - вовсю поиздевались над "умной" литературой, а некрореалисты - над героической тематикой в искусстве. Африка - новороссийский мальчик ниоткуда - завёз в Ленинград всю свойственную новой волне попсовость и первый заявил о своей сексуальной ориентации, мгновенно сделав эту тему модной. Легенда гла! сит, что сразу же, приехав в Питер, как был с полиэтиленовым пакетом - все его вещи - он пошёл в "Сайгон", чтобы встретиться с "Великим Бобом". С этой встречи, собственно и началась африканская слава. Достаточно вспомнить альбом "Радио Африка" с песней о капитане Африка, который заряжает всех новой энергией и, чуть ли не вливает свежую кровь.

Это произошло весной 1993 года. Всего год оставался до появления в средствах массовой информации материалов о СПИДе и два - до взрыва в Чернобыле. Все были так заняты вошедшим в моду каскадом похорон советских вождей, что ослабили контроль над альтернативной культурной жизнью. Тут-то всё и началось."

В кадр с панорамой ленинградской улицы вплывает красный Ford с финскими номерами. Высунувшаяся из машины крашеная блондинка - ДЖОАННА СТИНГРЕЙ - спрашивает прямо в кадр с сильным американским акцентом:

ДЖОАННА СТИНГРЕЙ

"Эй, педик, где Невский?"

Голос за кадром продолжает комментировать происходящее на экране:

"Как тогда говорили, пошла такая АССА! Первый визит в Ленинград Джоанны Стингрей - певицы, и музыканта - совпал с нарастающей активностью музыкально-художественой богемы. Было весело. Евгений Юфит озвучивал свои фильмы старой агрессивно-зажигательной музыкой. Из простых рубашек с помощью несмываемых фломастеров делались настоящие произведения искусства, что потом подхватили дома моделей. Шутник Курёхин , пользуясь тем что народ ещё не знал своих героев в лицо, выдавал всех за Гребенщикова. Художники новой формации, приглашая критиков на свои акции, посылали им рисованные приглашения с нарисованными марками. Граффити "АССА-ЕЕ!" перекочевали с рубашек посвящённых на стены домов. По городу распространился митьковский лексикон."

В кадре появляется "главный Митёк" - ДМИТРИЙ ШАГИН

ДМИТРИЙ ШАГИН

"Своей безумной активностью новые добились, что их стали принимать всерьёз. Были такиё анекдоты: Митя Шагин встречает Тимура Новикова и говорит: "Тимурушка, прими меня в новые". Тимур ухмыляется и говорит: "Бороду сбрей, а там видно будет". Шагин обрадовался, побежал. А его всё равно не приняли. Это меня, значит! А после "Максима и Фёдора" мы рассказывали такое: "Павел Андреевич, вы митёк? - Видишь ли, Юра..." (Смеётся.)

В кадре первая большая выставка "От нонконформизма к перестройке", переехавшая из квартир и районных клубов в павильон Экспоцентра. Это большой, светлый павильон со структурным перекрытием, заставленный высокими стендами с картинами, которые многие из посетилей явно видят впервые. Преобладает псевдо Дадаизм, стиль окон РОСТА и лирические, но не реалистические пейзажи. Мы видим как все дежурные представители питерской богемы протягивают "мост мира" от художников неоавангарда и переходного периода (в этой роли - Митьки, черпающие вдохновение из наследия Арефьевовского круга) к "искусству новой формации". Мост представляет из себя натянутый через выставочный зал провод, по которому, поддерживаемые "Митьками" и "Новыми", двигают навстречу друг другу огромные поролоновые руки соответственно Борис ГРЕБЕНЩИКОВ и Виктор ЦОЙ (Кино). Голос за кадром внезапно спрашивает:

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:

Кстати, откуда АССА вообще взялась?"

В кадре - фрагменты фильма "Свадьба соек". "Я не знаю песен про птиц - я знаю песню про осу", - говорит один из героев и начинает выплясывать лезгинку, громко выкрикивая "АССА!"

Голос за кадром продолжает:

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:

"Близкий друг Африки Андрей Крысанов, тоже художник, популяризируя высокий попс того времени - группу "Matt bianco", открыл, что припев одной из песен - I sey ye-ye! -Я говорю да! (анг) - произносится как "АССА-ЕЕ!" Эти слова и стали писать на футболках как противостояние фирменным англоязычным надписям, символизируя причастность к новой эстетике. С лёгкой руки "нового режиссёра" из Москвы Бориса Юхананова "Ассой" стали называться не только собственно изобретатели АССЫ - фантасмагоричного образа жизни - новые художники, но и некрореалисты, музыканты из Рок-клуба ("Аквариум", "Кино", "Странные игры", "Алиса" и "ДДТ"), а иногда даже В.Полунин со своими "Лицедеями". Позже, когда нужно было объяснять что это такое для официальных деятелей культуры, кто-то предложил следующую расшифровку абревиатуры - АСсоциация Свободных Артистов. Гарик по прозвищу "Китайский повар Лю-ля" организовал в Москве альтернативный дом мод "Ай-люли". Понятие "Ай-люли" он трактовал, как "де! вичья АССА". Это было время небывалого расцвета мультимедии в Уорхоловском понимании. "Ассуны" выступали как художники, снимающие противоречия элитарной и массовой культуры, литераторы, критики, кинорежиссёры, мультипликаторы, актёры и музыканты. Они оформляли книги и концерты. Сами изобретали музыкальные инструменты (Утюгон Т.Новикова). Сотрудничали с поэтами-авангардистами, занимались дизайном одежды и бижутерии. Ими было создано
"Общество друзей Маяковского", где председателем хотели назначить Юрия Гурьянова (Густава), похожего на Маяковского, как две капли воды, но интриган-Африка, перехватил и этот пост."

В кадре - запруженная людьми улица Рубинштейна. Здесь в здании Дома самодеятельного творчества находится ленинградский Рок-клуб, где происходит 2-й рок-фестиваль. Публика при входе очень возбуждена. Мы можем видеть представителей самых разных группировок, от системных пиплов, отличающихся своей неряшливостью до разодетых романтиков и панков с оранжевыми волосами. Звучит "Песня простого парня" группы "Зоопарк". Подростки осаждают вход в зал. Из подворотни рядом с главным входом выходит группа "Кино".

ЦОЙ:

А вам, битлы, нужно было прийти пораньше - мы уже закончили.

Голос ДИКТОРА за кадром:

ДИКТОР:

" Среди панков выделились два "бездельника" работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой, исключённый из Серовского училища. Первый играл в доморощенной команде с вечным названием "Пилигримы", второй терзал бас-гитару в "Палате N6", и оба заходили в гости к уже легендарному Майку или к Свинье Панову. На квартире Свина у Парка Победы, где был кое-какой аппарат, репетировали АУ, пили сухое вино, слушали свежие западные пластинки. Там и прозвучали первые песни ЦОЯ. На рубеже 80-81-го вместе с Удовлетворителями Цой и Рыба мотались в Москву "давать панк-рок" на квартирниках Троицкого, играли на разных питерских сейшенах. По легенде, уже в это время "старик Державин", в смысле БГ, услышал Цоя, поющего с компанией в электричке, и предложил всевозможную помощь. Летом 81-го, Цой, Рыба и Олег Валинский создают группу "Гарин и гиперболоиды", которую уже осенью принимают в члены Ленинградского Рок-клуба. Весной 1982 года, сменив название на КИНО, группа записывает свой первый альбом. В записи, помимо собственно Виктора Цоя и Алексея Рыбина, принимали участие все музыканты Аквариума. Первый полуакустический альбом "45", названный так из-за длительности звучания, содержал такие "системные" хиты, как "Когда-то ты был битником", "Алюминевые огурцы" и "Транквилизатор"."

В кадре появляется БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ:

БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ:

"Когда я слышу классическую песню, я ее узнаю. И когда люди, практически никому не известные, садятся и поют подряд набор классических песен - это вводит в полное остолбенение. Это совершенно барочный альбом. Он не имеет отношения к современной музыке, потому что он романтичен. Решен этот альбом очень близко к аквариумским записям того времени. Это не эпигонство, конечно, но по духу очень близко. Близко и по звучанию, потому что звук в тропилловской студии вообще отличается от любой студии. Мелодика в альбоме "45" абсолютно традиционна. В принципе это городские дворовые песни."

В кадре - зрительный зал ДК им.Пищевиков на Иссааковской площади. Впускать ещё не начали, но в зале много народу, проникших сюда без билета. Тяжёлый занавес из красного плюша раздвигается и мы видим, группу Новых художников, которые под руководством ТИМУРА НОВИКОВА приделывают к колосникам декораций громадный, под 4 кв.метра, яркий тканевый коллаж, изображающий всю группу "Кино". Музыканты на сцене, с модными причёсками, одетые в светлые пиджаки, настраивают свои инструменты. Каспарян позирует при этом девушке-фотографу, изображая персонажа с плаката Дюран-Дюран. У рампы стоит ЦОЙ, и проверяет микрофон.

ЦОЙ:

Раз-два-три, раз-два-три... Ничего не слышно... РАССА! ДВАССА! ТРИССА! ПЛАСТМАССА! АССА! МАССА!

За кадром - голос ДИКТОРА:

ДИКТОР:

"Пример Цоя показывает, как рокер с задатками художника неизбежно выходит из идеологии своего окружения в другие, более широкие измерения. Внестилевой Цой угадал со спектром сразу же! Простая музыка, лаконичные аранжировки, понятные тексты... И постоянное ощущение чего-то большего! Раскрывшийся Цой каждый раз скрывается за стеной самоиронии. На фоне набивших оскомину гитарных запилов у команд, якобы "знающих, как надо играть" это было очень сильно! В феврале 1983 года проходит электрический концерт Кино в рок-клубе вместе с Аквариумом. Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами, исполняя при этом "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые огурцы". В основной состав приглашается гитарист Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит Рыбин. Лето уходит на совместные репетиции, плодом которых стал альбом "46", хотя сделан он был как демо-запись будущего "Начальника Камчатки". Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание. За три следующих года Кино записало такие альбомы, как "Начальник Камчатки", " Это не любовь" и "Ночь", которые мгновенно расходятся по стране. Параллельно растет популярность. Вскоре "Кино" в полном составе заменило "Аквариум" в Курёхинской "Поп-механике" - полустихийном мультимедийном действе, основанном на музыке художников, живописи композиторов, режиссуры музыкантов и драматургии архитекторов. Полностью структуру "Crazy music orcestra" составляли рок-секция (герои рок-клуба), духовая секция (лидера авангардного джаза: Чекасин, Ганелин и др.), струнный квартет, индустриальный балет (Т.Новиков, Ю.Гурьянов, О.Котельников, М.Таратута), известные модельеры (В.Зайцев, К.Филипова), и некоторые животные из ленинградского зоопарка. В 1989-м году дошло до претенденток регионального конкурса красоты и трёх настоящих уголовников, певших фольклорные песни".

В кадре - интервью с СЕРГЕЕМ КУРЁХИНЫМ:

СЕРГЕЙ КУРЁХИН:

"...Гигантская Поп-механика была на фестивале в Хельсинки. Я взял автобус отсюда - человек 45 из Ленинграда поехало... самых оголтелых, озверевших и диких, и мы устроили какой-то полный ужас! Искусство ничего не должно. Это единственная область, где безграничным, единым законом, основным законом и самым, может быть забытым является АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА. Полная! Свобода мысли, тела, души - это и есть жизнь в чистом виде; "думать" и "делать" здесь не разрываются. Меня искусство не интересует, по большому счёту. Меня интересует чувство, которое ты испытываешь, когда делаешь что-то новое. Это чувство настолько классное, что оно тебя просто омолаживает, начинаешь парить по-настоящему. Простите, что я говорю такие банальные, сентиментальные вещи, но это чистая правда! И ради этого нового ощущения мне абсолютно плевать и на рок, и на джаз, и на искусство вообще!"

К кадре интерьер комнаты ЮРИЯ КАСПАРЯНА, где происходит рядовая встреча знакомых. Художники Инал Савченко и Андрей Крисанов поглощены откупориванием бутылки шампанского, ЮРИЙ КАСПАРЯН пытается включить видео. Кто-то из присутствующих рассматривает журнал "Интервью" и голос ДИКТОРА фиксирует внимание на появляющихся в поле зрения культовых предметах.

ДИКТОР:

"Джоанна тоже приехала не с пустыми руками. Преемникам авангардистского Возрождения 1910-1920-х годов (по свидетельству вдов футуристов) протянул руку сам Энди Уорхолл. Вся АССА развешивала по стенам подарочные плакаты лидеров "Свободной фигурации" (Yuri, from Kite Harring. ASSA-Ye-Ye!), и листала иллюстрированный журнал "Энди Уорхолл Интервью", номер которого был посвящён музыкантам и художникам из Ленинграда; кощунственно вскрывала с друзьями банки томатного супа "Кэмпбелл" с автографом Уорхолла на боку. Наконец, фирма "Стингрей продакшн" выпустила в Америке двойной альбом под названием "Красная волна" ("Аквариум", "Кино", "Странные игры", "Алиса"), что обеспечило всей АССе мировую известность."

В кадре появляется Маряна Цой:

МАРЬЯНА ЦОЙ

"Джоанна как предприимчивая девушка уже давно дружила с советскими музыкантами и даже умудрилась выпустить двойной альбом в Америке... Поскольку это был первый опыт, к работе над этим альбомом все относились с умопомрачительной серьезностью. Ездили на фотосъемки, переправляли фонограммы, волновались... Такая мельтешня возникала с каждым приездом Джоанны и заканчивалась только с ее отъездом в теплые края Калифорнии, где, как всем казалось, доллары растут на деревьях".

ДИКТОР продолжает свой рассказ.

ДИКТОР:

"Кульминацией этой эйфории были съёмки первого, официального, полнометражного, художественного фильма режиссёра сергея Соловьёва "АССА", где Африка снялся в главной роли. Законы диалектики, к сожалению, распространяются и на самые, казалось бы, неформальные явления. Даже пышное, прогремевшее на всю страну шоу, сопровождавшее премьеру не спасло положения. В.Цой очень точно определил попытки осмысления новой культуры - "папино кино". Ни в этом, ни в последующих многочисленных фильмах на эту тему не было ни правдиво переданной атмосферы времени, ни истиных предпосылок для такой жизни. Во всяком случае АССОЙ нигде не пахло. Дискредитированный термин "АССА-ЕЕ" исчез из употребления."

В кадре звонит телефон. Рука в металлических перстнях и фенечках снимает трубку. Из трубки раздаётся НЕРАЗБОРЧИВЫЙ ГОЛОС. ГОЛОС ЦОЯ отвечает:

ГОЛОС ЦОЯ:

Интервью? А может давайте завтра - здесь ночь.

НЕРАЗБОРЧИВЫЙ ГОЛОС продолжает что-то говорить.

ГОЛОС ЦОЯ:

Я не могу чудить о том, что изменилось. Меня вообще не интересует, нравятся песни или нет. Мы делаем то, что хотим. Иначе ничего не получиться. Что? Да, мне нравиться сниматься. И в фильме будут песни. Что? ...Сейчас на Западе очень сильна мода на Россию: на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют, почти так же, как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась, просто очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать на самых плохих условиях как финансовых, так и концертных. Мне меньше всего хотелось выглядеть такой "матрешкой"... Что касается нас, мы все-таки совершили попытку сделать иначе... Сначала выпустили во Франции пластинку... Пожелать слушателям? Не знаю. Ну что им желать? Ничего, наверное.

В кадре появляется АРТЁМ ТРОИЦКИЙ,

АРТЁМ ТРОИЦКИЙ:

"Теперь Виктор Цой стал настоящим героем своего времени. Он снялся в четырёх фильмах, два из которых, "Асса" и "Игла" прогремели по всей стране.Играл он, фактически себя: немногословного, одетого во всё чёрное...Это был настоящий триумф одинокого романтика, вечного бойца, вечно уходящего в ночь из тёплого дома. Последние альбомы "Кино" среди прочего распада воспринимались как монолит, символ веры - подростки молились на них. "Кино" оставалось едва ли не единственной группой, у которой бешенная популярность не затмила изначальную чистоту образа. И тем не менее... Нигде я не слышал столько презрительных, исполненных отчуждения слов в адрес "нового курса", как в среде непризнанных рокеров. "Совок остался совком" - таков лейтмотив... И что самое обидное, среди этих людей много талантливых музыкантов и поэтов, создающих вещи оригинальные и бескомпромиссные."

В кадре опять появляется СЕРГЕЙ КУРЁХИН.

СЕРГЕЙ КУРЁХИН:

"Артём Троицкий... как был дебилом, так им и остался. Тупой, бездарный и претенциозный.. идиот (смеётся) - всё, что я могу сказать. (Задушевно.) Я его много лет знаю, и то, что говорю, говорю от чистого сердца. Основное достоинство Артёма было в том, что он вовремя получал англо-американскую прессу и умело её переводил. Человек, лишённый всякого слуха и вообще понятия о рок-музыка, он всё это рассматривает с какой-то странной стороны - визуальной, может быть, или социальной... Но только не музыкальной. (Серьёзно.) Я настаиваю, что рок-музыка, о которой он говорит и пишет, - это в первую очередь всё-таки музыка, и о ней должны судить люди, которые хотя бы могут отличить один аккорд от другого!"

На фоне бравурной хроники горбачёвского времени с "демократическими" съёмками новаторов и кадров из "молодёжных" фильмов звучит грустный голос ДИКТОРА:

ДИКТОР:

"Это было начало конца. Став официальной и выйдя из подполья, культура попса и андеграунда потеряла свою былую привлекательность и стала стремительно разлагаться. Завершила эту работу, раскрутившаяся, наконец, машина шоу-бизнеса. БГ, ранее представленый во всех фильмах С.Соловьёва, уже давно был в Соединённых Штатах по приглашению фирмы "Белка интернэшэнл". Окружённый всеми достижениями западной цивилизации, он писал новую пластинку, ключевая песня которой заняла в хит-параде 89-го года аж 126-е место. В СССР пластинка не пользовалась успехом. Видимо, потому, что все песни были спеты по-английски. Хиппи, ушедшие под влиянием ранних песен "Аквариума" в глухой буддизм, обвинили Боба в предательстве. Через год Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Говорили, что рабочая запись нового альбома - единственное, что осталось целым в машине. Африка стал политическим деятелем. Тимур Новиков тяжело болен... Так закончилась прекрасная эпоха..."

Камера останавливается на стене с надписью "Цой жив!" Мы возвращаемся в мастерскую АФРИКИ, дослушать конец интервью:

ТИМУР НОВИКОВ:

Вы знаете, московские интеллектуалы часто забывают, что в искусстве главное - не быть слишком умным. Для сравнения - последние несколько лет интеллектуализм был маской, которую множество людей готовилось надеть при первой же возможности. Особенно новое поколение художников.

АФРИКА:

Московские традиции видимы. В ленинграде же традиции согласованы с Фёдоровскими инициативами, с идеей "воскрешения отцов". Продолжение этой спиритической антенны для нас - свыше. Но наша наркомания предками это не забота о них. Я боюсь, что с точки зрения американцев, мы будем квалифицированы как "ФАЗЕФАКЕРЫ"... После пребывания за границей я увидел местные традиции, как особые отношения в космосе. Все они были представлены, как нечто закрытое, маленькое, зажатое. Уже после первой поездки пространство расширилось, но пространственный балланс нарушился, и сейчас у меня нет "места для шага вперёд".

ТИМУР НОВИКОВ:

Перед путешествием на Запад русские художники, в основном ориентировались на искусство, как нечто священное, важное и возвышенное.Это всё ушло. По возвращении, практически все начали просто делать деньги.

АФРИКА:

Это вообще самая трагическая вещь - наблюдение за Советскими художниками на Западе. Я не видел восторга на их лицах - только депрессию. Отпесаток суровой и тяжёлой работы, я полагаю..."

КОНЕЦ


Евгений Жилинский (C) 1994

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2008-07-14 14:47:30 (zhilinsky)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 4055
Комментариев: 2
Версия для печати | Форумная версия

zhilinsky
15 Jul 2008, 03:09

Прошу прощения за опечатки. Страшно подумать - написано в начале 90-х, можно сказать по горячим следам! И до сих пор нет коррекции :(


zhilinsky
18 Jul 2008, 04:00

У нас, у питерцев так заведено - музыка художников, живопись композиторов, драматургия архитекторов :)

Акля хорошо пишет - красочно и выпукло! А я - сухо и отстранённо.

Тогда, когда я этот сценарий написал - в 1994-м - ещё многие действующие лица были живы. И я не считал себя в праве к ним примазываться. Поэтому меня в сценарии нет. Я, как бы, неназваный диктор.

2 раза с тех пор возникала у меня идея снять документальное кино про Кино. Но всё время что-то не сходилось. То Марьяна Цой, запуганая российским интеллектуальным пиратством, не решалась прислать копии плёнок для монтажа; то источник бюджета перестал быть ясен... Юрик Каспарян вообще сказал, что он конечно Марьяну убедить попытается, но все эти игры в некрореализм (так он мемуаристику называл) ему неприятны. А потом мы вообще поразъехались кто куда... А потом ещё кого-то не стало...



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Кино":

  • Building a Screenplay
  • Конструкция киносценария
  • Список худ. фильмов с песнями «КИНО»
  • Михаил Сергеевич меняет профессию
  • Victor Tsoi
  • Фильмы, где звучит "КИНО"
  • О звукоряде и музыке к фильму "Игла"
  • Невидимыми нитками шьет «Игла» саван псевдо молодежному кино*
  • Из книги «Асса – книга перемен»
  • Игла



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.027644 сек.