На главную!
А в начале пути мало кто в нас верил, не правда ли?
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

20 лет на “Игле”


Виктор БУРДИН, 12.07.2008
Ровно двадцать лет назад миллионы советских граждан в едином порыве пошли в кино. Вся огромная страна стала свидетелем выдуманной истории любви молодого парня к наркоманке. Герой культового музыканта тех лет Виктора ЦОЯ решает расправиться с подлецами, подсадившими девушку на иглу. Необычная и дерзкая для тех времен киноработа молодых сценаристов Бахыта КИЛИБАЕВА и Александра БАРАНОВА и режиссера Рашида НУГМАНОВА стала символом своего времени.

Июль считается днем рождения “Иглы”, потому что именно в середине лета 1988 года готовая лента была сдана в Госкино СССР. Нынче, как раз к юбилею, авторы фильма решили сделать подарок зрителю и перезапустить в кинопрокат легендарный фильм - правда, теперь уже в цифровом формате. Однако руководство киностудии “Казахфильм” неожиданно подставило авторам “Иглы” подножку.

- Мы хотели отметить юбилей “Иглы” повторным выходом на экраны, - рассказал вчера нашему корреспонденту Рашид НУГМАНОВ. - Да, это необычное явление для нашего рынка, но на Западе это практикуется. Мы больше года вели переговоры с “Казахфильмом” о передаче прав на фильм нам. Первое письмо я написал тогдашнему премьер-министру Даниалу АХМЕТОВУ в марте 2006 года. Вопрос о передаче прав решился положительно, и 6 июля 2007 года мы подписали договор, в котором оговаривалось, что все права передаются нам без участия третьих лиц. Я начал работать над обновлением.

Несколько месяцев спустя выяснилось, что бывший глава “Казахфильма” Сергей АЗИМОВ подписал договор с компанией, представляющей интересы российской “Централ Партнершип”, которой и передал права на пакет из десяти фильмов, составляющих значительную часть фильмотеки “Казахфильма”. В том числе - на ленты “Игла”, “Фара” и “Женщина дня”. Причем договор оказался датированным 1 июля 2007 года. Разумеется, он автоматически аннулировал наш договор. Причем их договор предусматривает передачу прав на фильмы до 2019 года за 100 тысяч долларов (из которых 30 тысяч почему-то были переданы за посреднические услуги “Қазақ синема дистрибьюшн”). Для сравнения: 100 тысяч долларов - цена одного (!) показа популярного фильма на российском телевидении.

Сейчас мы нашли полтора миллиона долларов на возвращение фильма на экран, а также на выпуск его на DVD. Причем львиная доля средств пойдет не на оцифровку и перевод звука в формат Dolby Surround, а на рекламу. Кроме того, фильм будет дополнен интересным материалом. У меня есть другая работа с Виктором Цоем, которую я снял раньше “Иглы”. Она называется “Яхха” и станет своего рода первой серией “Иглы”. Если, конечно, удастся восстановить наши права на фильм, за 20 лет жизни которого мы, его создатели, не получили ни копейки…

Комментарии в тему

Александр БАРАНОВ, сценарист: Это был последний кассовый фильм СССР
- Сценарий “Иглы” мы с Бахытом Килибаевым придумали сами. Написали его на одном дыхании - буквально за две недели. Невозможно сказать, что в этой истории было придумано, а что - нет. Правду и вымысел нам подсказала жизнь.
Замысел был очень свежим и смелым для того времени. Фильм должен был выйти жестким, но в то же время с очень глубокими героями.
И вот готовый сценарий мы с Бахытом приносим на “Казахфильм”. Когда его прочитали, то спросили у нас: ребята, вы всерьез хотите это поставить? Мы ответили: почему нет? Нам возразили - Госкино СССР не пропустит сценарий. Мы стали просить: хотя бы вы утвердите, а Госкино пусть рубит. С нами согласились. Через месяц нам из Москвы пришел ответ: можете запускать фильм в производство. Причем никаких поправок в сценарий никто не вносил.
В итоге “Игла” стал последним кассовым фильмом Советского Союза. Во время выхода на экраны его посмотрело более 30 миллионов человек, а сборы составили около 10 миллионов долларов.

Бахыт КИЛИБАЕВ, сценарист: Мы оказались наглыми авторами
- Мало кто знает, но Виктор Цой вообще не должен был играть в картине “Игла”. К тому же съемки начинал не Рашид Нугманов, а другой режиссер. Картина прошла подготовительный период - мы уже съездили в экспедицию на Аральское море для выбора натуры. И вдруг у первого режиссера с нами, авторами сценария, возникли разногласия. Мы посчитали, что трансформировать сценарий будет неправильно. Возникли трения, и режиссер поставил вопрос ребром перед руководством “Казахфильма” - либо он, либо мы. Киностудия решила эту дилемму в нашу пользу. К тому времени деньги были истрачены процентов на 20, и тогда встал вопрос: закрывать проект или снимать на оставшиеся деньги? И тогда за фильм взялся Рашид Нугманов.
Мы с Сашей были достаточно наглыми авторами. Сценарий нам нравился, и мы получали огромное удовольствие от того, что делали.
Кстати, в России фильм стал более культовым, чем в Казахстане. Популярен он был и на Украине. Как-то в конце 80-х мы шли по вечернему Киеву, и вдруг навстречу нам огромная толпа молодежи - человек двести. Это было что-то невообразимое и страшное. Когда толпа приблизилась, стали слышны отдельные слова. Оказалось, ребята речитативом пели песню “Группа крови на рукаве”. Еще через несколько минут мы узнали: они только что вышли из кинотеатра, где смотрели “Иглу”. Что мы с Сашей чувствовали - это было невероятно!

Время, 12 июля 2008

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2008-07-15 11:56:40 (RN)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 3729
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.01105 сек.