Здравствуйте Влад! Меня зовут Владимир и я собираю материалы по творчеству Виктора Цоя и Майка Науменко. Позволите ли вы задать вам ряд вопросов о тех временах, возможно что то сможете вспмнить? Заранее спасибо.
Привет, Владимир. Можете спрашивать; что знаю, то вкратце отвечу.
ОК. Так же у меня есть несколько вопросов - на определение по фото того или иного события (дата, место и прочее). Вы были на многих из квартирников и наверняка по каким то признакам сможете вспомнить.
Нет, конечно, никаких дат не помню. Я вообще мало чего могу фактически сообщить, поскольку все эти мероприятия были для меня пьянкой, несколько лучше организованной, чем обычная. Устраивали довольно часто, в краевском доме было две полупустые квартиры "без взрослых". Я бы и адресов теперь не нашёл. Кто же знал, что кто-то про всё это безобразие вспомнит. Краев ко всему этому относился очень серьёзно, он всё знает.
А првда что вы первый официальный фан Кино? Это еще в повести Рыбы есть. Часто виделись с Виктором и в каких с ним отношениях были? Что можете рассказать про них с Майком (который был на сколько я знаю вашим хорошим приятелем)? Что еще можете рассказать про этих двух выдающихся личностях как Майк и Цой?
Тут есть важная для понимания вещь: я с людьми в трезвом виде не общаюсь ВООБЩЕ. Могу только в пьяном виде. Соответственно, любая неделовая встреча -- пьянка. Цой не пьянствовал -- я с ним не корешился. А с Майком да, часто бухали. Он и придумал квартирники в той форме, которая прижилась лет на десять.
Самый первый квартирник делал Майк (и я). Он пригласил Рыженко, который выступал с "Машиной времени" в Юбилейном; я нашёл место. Концерт был в пользу Рыженко, собирали по трёхе. В квартиру к незнакомым людям нас привела одна девушка, туда же подтянулись подпольные журналисты-фотографы и их друзья-подруги.
Рыженко был панком и произвёл на всех впечатление.
В нагрузку, забесплатно, Майк выступил сам и представил "Кино", которое никто особенно не заметил.
Кроме меня. Я начал о них говорить знакомым.
Потом, где бы они не появлялись, поддерживал воплями и свистом, часто соло. Цой с Рыбой признали меня первым фаном.
Ну значит с Цоем вы особенно не общались, хотя группа вам нравилась, насколько я понимаю. А что скажете о боле поздном творчестве Вити? Так же любопытно ваше мнение в отношении Майка - виделись ли вы с ним в конце его жизни? Часто ли общались?
С Цоем виделись всё реже, по мере его звёздности, лучшее осталось на первых пластинках.
С Майком встречались до конца, хотя он после ухода жены начал спиваться и большой радости эти встречи не доставляли. В последние месяцы он жил у барабанщика, где они только пили и спали.
Часто задаваемый но тем не менее очень значимый вопрос - в чем на ваш взгляд причина такой мегапопулярности Цоя?
Человек тут совершенно ни при чём. Человек -- одно, его творчество -- совершенно другое. Говорю вам это как писатель писателю. Как человека я знал Цоя как тонкого и интеллигентного, без недостатков, без вредных привычек. Я бы это и о живом сказал. А популярность -- от песенок, которые... ну очень хороши. Народ в них въехал не сразу, но крепко.
В самом Цое не было никакой крутизны: скромный, интеллигентный, прикольный. А в песенках -- была. За нарочитой насмешливой, издевательской, припанкованной простотой -- очень мощная крутизна.
А что скажете о Майке? Нныешним поколением он напрочь забыт, но ведь человек действительно выдающийся, давший толчок к развитию творчеству таких личностей как Виктор Цой, Владимир Шахрин, Вячеслав Бутусов... С кем то очно с кем о заочно, но н на мой взгляд тонкий поэт с ранимой душой. Как раз песня Выстрелы очень сильно характерезует его. Как вы считаете были ли вы среди этих самых "знакомцев, которые приносят к тебе вино" или все же он считал вас своим другом?
На концертах "Сладкая N" часто исполнялась со строчкой "и на мосту я встретил Шебашова"... А сама сладкая N, его жена Наташа, как-то обозвала меня "злым гением нашей семьи" -- ну, это в связи с тем, что ни разу не видила меня трезвым, и моё появление в квартире могло означать только одно...
Цой пел про портвейн, но сам попивал чаёк. Майк, в общем, был похож на свои песни. То есть, он очень хотел быть похожим. У него была армия фанатов и фанаток, рассеянных по всему СССР. Его повсюду узнавали. Ему шёл непрерывный поток корреспонденции. Когда он выпивал литр, у него начиналась звёздная болезнь -- нос его задирался, словно клюв, и он смотрел на всех как-бы свысока, через тёмные очки, в которых он разве что не спал.
А в трезвом быту был уютным домашним эрудитом: с утра включался телек, часто без звука, на столе -- пачки кроссвордов, тома литературы. Объёмами чтения он поражал. Взял как-то у меня тома Алексея Толстого из "жёлтого" собрания сочинений и перепахал на службе все мёртвые, ни разу не читанные слипшиеся страницы скучнейших романов "Хлеб" и т. п. Переводил с английского Р. Баха.
Его группа подзабылась, отчасти, из-за ужасного качества исполнения. Таких плохих музыкантов надо ещё поискать, сам он пел с каждым годом всё хуже и хуже, мимо нот, мимо ритма, забывая слова. Важно ещё то, что половина мелодий содрана им с его кумиров -- Лу Рида, Марка Болана, Чака Берри, пр.
Для рок-музыкантов он навсегда останется авторитетом и учителем: именно от него все узнали, как должна звучать рокенролльная песня на русском языке. У настоящего меломана его записи всегда будут в корневом списке коллекции.
А как вы считаете почему у него так явно проявлялась вот эта черная полоса, депрессия что ли в последние 3-4 года жизни? БГ однажды написал про Майка что тот прирожденная звезда рок-н-ролла лишенная своей студии и качественного менеджера (хотя с глубоким уважением отношусь к Севе Грачу, но все же) и мол в этом беда его - ранимого гения... Так ли это на ваш взгляд? И могло ли что то еще возродить эту гаснущую популярность Майка? Судя по взятому Александром Житинским для книги "Виктор Цой: стихи документы, воспоминания" интервью Майк в чем то даже завидовал Виктору и явно видна обида по тому факту, что Виктор перестал с ним общаться... Кстати а обращался ли Житинский к вам за интервью для книги ведь вашего взгляда там незаслуженно на мой взгляд нет?
С Житинским я вообще не знаком, не пересекался.
Грач -- замечательный чувак, распиздяй и эрудит. А Майку были нужны плётка и ежовые руковицы.
Не надо ничего гадать, Майк элементарно спился. Такова участь едва ли не половины всех гениев музыки и литературы (читай Климова: гений выполняет программу саморазрушения).
Зависти не было, была естественная детская обида гения на судьбу-злодейку.