Seismographs of Social Change
Claus Löser, 01.03.2009 |
Like every art form, film has the capacity to ferret out social trends. I like to think of a seismograph in this context. In some lucky instances, films can function like seismographs, without this even having to be the conceptual intention of the filmmakers. Those elements in films that point to a future event, transformation, or upheaval are not necessarily part of the director’s plan.
There were always more interesting films made in the Soviet Union, for instance, but especially from 1985/86 with Gorbachev as General Secretary of the Communist Party. A very high degree of liberalization was achieved then in a short period of time. Censorship was relaxed and the internal pressure that had been building up over the years was suddenly released—to a much greater degree than in the sixties, when Tarkovsky, Shukshin, Parajanov, and others spearheaded the first big thrust in post-war Soviet cinema. Historically speaking, then, there was only a very brief window in which artistic quality coincided with explosive content.
The genre film and crime thriller The Needle by Rashid Nugmanov, filmed in 1988 and set in Alma-Ata in Kazakhstan, is an example of such a happy coincidence. After another director withdrew from the project, the material more or less fell into the film school graduate’s lap, who turned this harmless, conventional thriller into an unbelievably energetic, almost revolutionary art film that makes extensive use of avant-garde cinema tropes. What’s more, The Needle became one of the most successful Soviet films ever made.
Source: Berlinale Film Festival
Опубликовано на сайте Йя-Хха 2009-03-01 17:12:13 ( RN) |
|
Natella
|
1 Mar 2009, 23:25
Согласна с тем,что кино является как бы "сейсмографом" каких-то социальных явлений.Оно как бы отражает происходящее.На мой зрительский взгляд,в довоенных фильмах все-таки просматривается какая-то наигранность и напряженность.В них везде восхваление Сталина и Нерушимого.В послевоенные годы в фильмах выражается либо радость от победы в Великой Отечественной войне,либо радость от жизни в мирное время.Хотя во многом это и "отфильтрованное" кино.И эта отфильтрованность видна невооруженным глазом.Уж очень все хорошо.Но и жизнь и поступки людей тоже "фильтровались"Что касается эпохи Горбачева,то действительно,цензура тогда очень сильно ослабла.Из-за этого и "выплыли" наружу все проблемы тогдашнего общества:проституция,наркомания и прочие.Они,наверно, и раньше существовали,только это все публично не афишировалось.Тем эти фильмы и интересны,что показывают жизнь того времени без "фильтра".Но все-таки они немного жестоки,в них прослеживается какое-то ощущение безисходноти,но одновременно и надежды ("Авария-дочь мента","Асса",та же "Игла" и др.)А "Игла" действительно один из наиболее успешных советских фильмов.И,на мой взгляд,не только из-за того,что там играют такие выдающиеся личности как Виктор Цой и Петр Мамонов,но еще и потому,что он заставляет подумать.Он больше похож на искусство,чем на простой фильм с драками и любовной историей.
|
PECHAL
|
2 Mar 2009, 09:16
"Он больше похож на искусство,чем на простой фильм с драками и любовной историей." - согласна на все 100% :)
Спасибо за информацию :)
|
-Viktor-
|
2 Mar 2009, 09:51
Перевод :
Как каждая художественная форма, у фильма есть способность выведать социальные тенденции. Мне нравится думать о сейсмографе в этом контексте. В некоторых удачливых случаях фильмы могут функционировать как сейсмографы, без этого даже имеющего необходимость быть концептуальным намерением кинопроизводителей. Те элементы в фильмах, которые указывают на будущий случай, преобразование, или переворот, являются не обязательно частью плана режисёра.
|
|
| |