Для плодотворной работы "аквариумным" ученым понадобились монашеские одеяния, приобщение к полуанонимному "Братству св. Винифреды" и один из трактатов антологии "Новый русский паломник". С данного трактата, снабженного удивительными фотографиями, картинками, схемами и открывающегося словами: "Феномен дома N 10 по Пушкинской улице в городе Санкт-Петербурге в последнее время все чаще привлекает к себе внимание мировой научной общественности", желательно начинать постижение грядущего диска "Аквариума". Что и сделал обозреватель "Известий" Михаил Марголис.
"Многие вещи находятся на втором и третьем смысловом уровнях"
вопрос: Скажи, Борис, где ты нашел этот трактат?
ответ: Летом этого года в Берлине, в одной антикварной лавке. И когда прочитал про Пушкинскую, то вспомнил, что мы с Сережкой (Курехиным. - "Известия") много говорили по этому поводу. И Тимур Новиков (питерский художник, друг БГ. - "Известия") показывал мне схемы "невского Динамо", и Молли Зингер я знал (эти названия и имена фигурируют в трактате. - "Известия"). То есть факты, изложенные в "Новом русском паломнике", мне известны, но любопытен посторонний взгляд на это дело.
в: Из всех перечисленных людей ты сейчас в живых один остался...
о: Как сказать... Будучи связанным с "Братством святой Винифреды", я просто не имею права раскрыть поименно всех нынешних членов сообщества. Мне даны временные полномочия прояснять некоторые аспекты деятельности братства.
в: Кому прояснять?
о: Интересующимся. Возможно, буквально через несколько лет, когда вскроются многие факты, хлынет поток паломников. Известно, что мощи святой Винифреды находились в аббатстве Петра и Павла в Шрусбери и в 1548 году пропали. До сих пор никто не знает, где они, кроме тех, кто знает. Не исключаю, что во второй декаде XXI века карта Европы будет совершенно изменена и начнется крупнейшее паломничество. То, что мы с Курехиным когда-то и предсказывали.
в: В трактате говорится про использование "Ленинградского Рог-клуба" на улице Рубинштейна в качестве официального прикрытия для деятельности братства. Что ты об этом скажешь?
о: Есть отдельная книга, где изложены изыскания по происхождению рог-клуба. Многие считают, что рог-клуб во многом инициировали органы госбезопасности. На самом деле именно через связи в эшелонах власти некоторые посвященные в организацию рог-клуба влияли на ход политики не только в России, но и во всей Европе. Там в рог-клубе был, например, комендант Миша. На самом деле это псевдоним графа Сен-Жермена. И, заметь, он был не самой крупной фигурой.
в: "Аквариум" ощущал себя инструментарием или прикрытием для неведомых сил? И к чему они вас подталкивали?
о: Цель одна - просветление инертной материи. Но сами по себе мы прикрытием не были. Прикрытием был рог - такой музыкальный стиль. А мы-то занимались делом, играли на разных инструментах.
в: Идея альбома появилась после прочтения трактата?
о: Нет, раньше. Мы получили недвусмысленные указания, что альбом нужно закончить к 15 сентября. Это были определенные знаки, знамения, которые происходили со всеми членами "Аквариума"... Раскрыть, что это были за чудеса, я не могу. Мы давали подписку...
в: Подписку кому? Природе?
о: В некотором роде...
в: А на чем расписывались?
о: Ну как на чем... На бланке. Я, такой-то, обязуюсь не разглашать содержание происходивших со мной чудес и знамений.
в: И долго не разглашать?
о: До выхода альбома. А потом, по устройству монашеского сознания, произошедшее чудо переходит в раздел реликвий.
в: А "Пушкинская, 10" может существовать без буклета с напечатанным в нем трактатом?
о: Конечно. Просто как подборка песен, которые мы на концертах будем исполнять крайне редко. Там слишком специальные методы используются. Психоакустика в некоторых вещах доведена просто до изыска. Не все, конечно, сразу слышно, поскольку многие вещи находятся на втором и третьем смысловом уровнях. Этот альбом мы готовили очень давно и, если ты заметил, выпускаем в конце 2009 года. Мы завершаем этап, начавшийся ровно десять лет тому назад выходом альбома "Пси". Третья версия "Аквариума" на этом завершается.
"Надеваешь рясу - и тебе больше не нужно заботиться о семье"
в: "Пушкинская, 10" - развитие постмодернистских изысканий, которые вел твой друг и соратник Сергей Курехин?
о: Я вступлюсь за честь Курехина. Сергею Анатольевичу никогда в жизни не пришло бы в голову слово "постмодернизм". Он мог его использовать только как ругательный термин. Нас интересует истина в чистом виде. И "Пушкинская, 10" - на самом деле не совсем альбом. Это научная работа с приложенным к ней вибрационным материалом, который мы, грубо говоря, называем музыкой. Материал состоит из двенадцати разной протяженности кусочков, где записаны определенные вибрации, вызванные исследованием разных точек мю-поля, находящегося под Пушкинской, 10.
в: Дальше нас ждет четвертая версия "Аквариума"?
о: А вот на этот вопрос могут ответить только библейские пророки.
в: Полагаешь, они думают о судьбе "Аквариума"?
о: Честно говоря, даже не пытаюсь представить себе, о чем думают библейские пророки. Не уверен даже, все ли они живы.
в: Ну а ты-то о чем думаешь?
о: Ни о чем. Только о том, как прекрасна монашеская ряса, которая освобождает сознание человека от всего ненужного.
в: А у тебя есть ряса?
о: Конечно. Сразу скажу, что мы не обращались за пошивом ряс к известным дизайнерам. И заказали изготовление ряс в специальной мастерской. А тапочки мне сшили в монастыре Одинокого Пика, под Дэнфеном в Китае. Будем откровенны, любой мужчина мечтает надеть рясу. Надеваешь рясу - и тебе больше не нужно заботиться о семье, детях, гаишниках, плате за квартиру, содержании автомобиля, работе. Ты ни о чем больше не переживаешь - только служишь Богу. Когда человек поступает в монастырь или рок-группу, его перестают заботить внешние обстоятельства.
в: Жена знает, что ты о ней больше не заботишься?
о: Она прекрасно меня понимает. Всегда она и дети заботились обо мне.
в: А гаишники тоже всегда о тебе заботились?
о: Конечно. Порой они выстилали мне дорогу лепестками роз, но это было не в Москве. Однажды машину, в которой я находился, просто несли на руках.
В питерском метро вместо вагонов ездили "Катюши"
в: "Пушкинская, 10" как-то продолжает линию альбома "Пески Петербурга" 15-летней давности?
о: На "Песках Петербурга" все было в зачаточном, детском состоянии. Альбом тоже был собран из разных наших вещей, которые когда-то провалились в трещину времени, но тогда у нас еще не имелось сегодняшнего научного аппарата. И все осложнялось войной кланов. Студия, где мы записывались, находилась там же, где был бункер, в котором поочередно прятались члены разных бандитских группировок. Записываешь порой песню, а тут ядовитый газ начинает идти - одни травят других. Или в метро пальба начинается. И не просто пальба - "Катюши" грохочут. Это же известный факт, что в 1992 году на некоторых ветках питерского метро вместо вагонов ездили "Катюши". И они "мочили" друг друга с ужасающей силой.
в: А ты в то время еще ездил в метро?
о: Естественно, ездил. Но стало опасно. Особенно ночью. Стоишь на темной станции, и тут с ужасающим воплем проносится состав, состоящий из танков, и такой же несется в противоположную сторону. Они еще и стреляют друг в друга, проезжая через станцию.
в: Обладая нынешним научным аппаратом и такими эксклюзивными воспоминаниями, ты не думал взяться за написание альтернативной современной истории Санкт-Петербурга?
о: С тех пор как мы приняли монашеский обет и стали общественной частью "Братства святой Винифреды", история нас не интересует. История - полигон для других людей.
в: Вернемся к голому реализму. Юрий Шевчук проводит с "ДДТ" гражданско-благотворительные акции - находится, в сущности, в оппозиции действующей власти. Можно ли ждать подобного от сегодняшнего "Аквариума"?
о: Я буду жестким. Если все мы так или иначе христиане, напомню слова апостола Павла: власть дана от Бога, и каждый народ имеет ровно ту власть, которую он заслужил. Юрку я очень люблю и уважаю и абсолютно не хочу критиковать его деятельность. Но у меня всегда возникает вопрос: "Дорогой, какую альтернативу ты хочешь предложить?" Я альтернативы не вижу. Считать, что Россия стала цивилизованной я не могу. Я вот вчера шел по улице и думал, как все сейчас похоже на то, что было в 1960-1970-е годы. Разница лишь в том, что любой человек, если захочет, может уехать. Можно купить что угодно. Если захотеть, можно заработать деньги. Так что все в наших руках.
"Я был готов к смерти в 48 лет"
в: Со свободой перемещения у некоторых уже возникают сложности. Например, должников по банковским кредитам и злостных неплательщиков алиментов могут не выпустить из страны. У тебя с бывшими супругами проблем нет в этом вопросе?
о: Нет. С бывшими женами у меня вполне хорошие отношения, и никогда речи о том, что я кому-то что-то не платил, не было. То же и по штрафам на дорогах. Я вообще люблю платить долги. Да и редко мне приходится одалживать деньги.
в: Сейчас, облачившись в рясу или просто оставшись где-то наедине с собой, ты можешь сказать себе: я абсолютно свободен?
о: Да. Потому что знаю одну вещь: любая моя несвобода - плод моего собственного воображения. Моя свобода - в моих руках.
в: А ситуации панического страха, когда ты не понимал, что делать дальше, и чувствовал, что вот-вот не выдержишь, случались? Предположим, после приснопамятного фестиваля "Тбилиси-80", когда тебя изгнали и из университета, и из квартиры жены?
о: Было грустно и обидно, что люди пошли на такое. Конкретно имею в виду Гайоза Канделаки, приславшего на меня в Питер донос такого содержания, за который при Сталине расстреливали. Но в отчаяние я не впадал. А когда понял, что таким образом меня спасли от серьезного восприятия происходившего вокруг цирка, что я сложил с себя мантию советского инженера, семейного человека и т.п., что теперь я - бомж, работающий в охране, то осознал: у меня ничего не отняли. Мне подарили жизнь и свободу. Отныне я могу делать что угодно и оставаться самим собой.
в: А когда случились болезни и операции на глазах, на сердце, ты испугался?
о: Я относился к этому смиренно. Тут нет ни буддизма, не христианства. Это просто единственно возможное отношение к таким ситуациям. Человек понимает, что дело в руках Бога. Я был готов к смерти в 48 лет по определенным причинам. И поэтому я считаю, что все, что мне дано сверх этого срока, - уже бонус. Мне сейчас 55. И у меня в распоряжении тело, которое мне в качестве интересной игры хочется поддерживать на плаву еще какое-то время...
в: У тебя никогда не возникало ощущения собственной изношенности?
о: Нет. То, как я эксплуатировал свое тело, было неэкономно, абсолютно иррационально, чем я очень доволен. Никто меня не сможет упрекнуть в том, что я чего-то не сделал. И за то, что я еще жив, хвала Богу и моим родителям. А всем остальным могу сказать: не пытайтесь это повторить.
в: Ты еще можешь в какой-то ситуации спеть свою радикальную песню "Козлы"?
о: Такой посыл не обязательно должен возникнуть от внешних обстоятельств. Это как раз было бы мелко. Кто-то мне, образно говоря, наступил на ногу, я немедленно свирепею, хватаю гитару и пою "Козлы"... И потом в песне "Козлы" все хватаются за ключевое слово, а ведь главное там: "Мы могли бы быть люди". И поэтому я очень симпатично к этой песне отношусь. Она про то, что мы еще можем стать людьми. Хотя козлы - тоже хорошо, у них зрачки красивые...
Пушкинская, 10 - хранилище Грааля?
Согласно "Новому русскому паломнику", "место, где в 1703 году был заложен будущий Санкт-Петербург, было подсказано царю Петру его доверенным другом Яковом Брюсом, а Яков (Джеймс Дэниел) Брюс происходил из древнего шотландского королевского рода, издавна связанного с тамплиерами, и хорошо знал мистическую географию Европы. Он не мог пропустить мимо ушей старинную легенду, гласившую, что в 1300 году во время основания в устье реки Охты крепости Ландскрона шведские солдаты обнаружили (приблизительно в том месте, где сейчас находится Пушкинская улица) священную дубовую рощу, в которой обитал столетний медведь, говоривший человеческим голосом. По мнению Якова-Джеймса, это место связано с пророчеством, издревле хранимым кланом Брюсов: пророчество это касалось как рода Брюсов, так и будущего всей Европы".
Далее авторы трактата концентрируют внимание на доме N 10, который "Розенкрейцеры считали северным хранилищем Грааля", другие посвященные - "мистическим центром северо-запада Европы", третьи - хранилищем "личных дневников Гермеса Трисмегиста". В конце XIX века вокруг дома N 10 "поселилось несоразмерно большое количество выдающихся деятелей культуры". И, наконец, образовавшееся в 1980-х годах "Братство св. Винифреды", использовавшее "в качестве официального прикрытия "Ленинградский Рог-клуб" на улице Рубинштейна и подразделение N 6 отдела вневедомственной охраны Петроградского района", получило "неопровержимые доказательства того, что под домом N 10 на Пушкинской улице действительно существует источник аномального мю-поля, воздействующего на психику человека неисследованным образом".
Остается добавить, что по указанному адресу уже давно располагается студия "Аквариума" и творческая мастерская Бориса Борисовича Гребенщикова.
Михаил Марголис
источник