На главную!
А в начале пути мало кто в нас верил, не правда ли?
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Бессмертие - продолжение


soldat, 24.09.2009
как ни поверни а Цой жив...

-Эй, сестра, Цоя поминать будешь? – спросила меня школьница лет 15 в футболке «КИНО». Глотнули из бутылки чего-то горького. Девчонка держала на коленях букет астр. Было видно, что она проехала из провинции и ночевала на вокзале. Через минуту к могиле подошли двое, типичные новые русские – барсетки в руках, дорогие гитары. Высыпали на лавку кулек дорогущих сигарет, отдали гитары киноманам с просьбой – играть только Витюху…
Из-за деревьев показался восточной внешности студент в очках–лисичках.
За ним покорно сменила пожилая мама…
Площадь перед Финляндским вокзалом и окрестные остановки напоминают 15 августа огромный цветник. Отсюда каждый год народ отправляется к могиле Виктора Цоя.
Втиснувшись в маршрутку, я услышала чьи-то рыдания. Плакала та самая школьница.
-…Но если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день… - донеслось в ответ с улицы, и у меня к горлу подступил комок, сглотнуть который уже не получится.
Со дня смерти Цоя минуло 10 лет. Но и сегодня на Богословке была огромная толпа. Несли цветы. Пели песни. Аккуратно развешивали привезенные кумиру подарки.
- Ребята, во сколько пришли первые? - спросил кто-то толпу, раскинувшуюся на лужайке. – А мы и не уходили - ночевали.
Те, кто приехал в Питер из других городов и сегодня живут на кладбище, следят, чтобы не мародерствовали. Мама Цоя – Валентина Васильевна появилась в этом году у могилы сына примерно в 10 утра. Положила пурпурные розы. Тихонько сказала – спасибо, что помните… Ее расслышали – спасибо за сына!!!
Слез с каждым годом становится все меньше. Зато есть бесчисленные песни, стихийные компании, мозоли на пальцах гитаристов, которым не дают прекратить играть…
Милиция ходила кругами, выискивая пьяных, однако, в общем, порядка не нарушали, видимо хватило ночного побоища…
Старики-киноманы, обычно недовольные тем, что поколение некст превратило день памяти Цоя в простую шумную тусовку, сегодня забыли об этом и рассказывали молодым как отмечали 5, 7 лет без Цоя…Сегодня старики редко бывают на Богословке, у всех семьи, работы, дачи, проблемы, а юные фанаты живут разрозненно…
И все же – сотни незнакомых людей вдруг начинают жить в едином ритме. Пятилетняя девочка шпарит наизусть цоевские песни, а ее восьмилетний брат смело рассуждает о месте Цоя в современном мире… И когда бы ты не пришел в могиле Цоя – там всегда лежат живые цветы…
Одни из основателей «КИНО» Алексей Рыбин сказал, что тихого прощания с Цоем не получилось, как не получилось в свое время тихих похорон Высоцкого….
А панихиде по Цою пошел одиннадцатый год…
Н.Черных
15-16 августа.
Богословка.


…Когда Витя погиб, мы все ходили в начальные классы школы и мало что знали о нем. Знали лишь его музыку, да и то отдельные песни, альбомы. Но 15 августа 2000 года мы все съехались, слетелись в Питер, чтобы отдать дань уважения человеку, которого нет снами вот уже 10 лет. И человек этот – Виктор Цой. И эти 16 дней, что я провел в Питере, дни беспробудного рок-н-ролла, пьянства, тусовок, встреч-прощаний. Оставили неизгладимый след в моем сердце. В Питере сильно чувствуется любая фальшь, любой обман, если люди приминают тебя – ты становишься одним из них. Если нет – могут послать на хуй. Честно и откровенно. Нас – не послали.
В Питер мы с Трупом и Толяном попали 8 августа 2000 года и сразу же почувствовали некую ауру города… Это необъяснимо. Посла встречи с Джефом, поисков вписки мы решили вмазать по стакану на ход ноги и ехать на Богословку – к Цою…
Изрядно проплутав по городу, мы лишь к 12 часам ночи смогли попасть на БК. Дороги мы тогда толком не знали, ехали наобум, спрашивая случайных прохожих, милиционеров…
Потом стояли у могилы и молчали. Слов не было, было очень больно и тоскливо.
Всю ночь мы пили водку с киноманами, живущими у могилы, под стеной Цоя, позже спали у костра…
…14 августа мы приехали на Богословку часом в к 5 вечера. Когда мы подошли к могиле, там было примерно человек 200. Панки, металлисты, хиппи, алисоманы, киноманы конечно. Даже скины. Причем из разных городов России и СНГ. Каждый сам по себе из них личность. Классные люди.
Сидели, играли на гитарах, пили водку, пели, курили. Кто-то зажигал свечи у могилы, кто-то плакал. Было сказано, чтобы все протрезвели к 10 часам утра – к приезду родителей Цоя... Так даже пьяные панки просили разбудить их пораньше, чтобы они могли опохмелиться к приезду родителей Виктора…
Пьяных относили к костру, под стену. И они там лежали штабелями под звуки героических криков «ЦОЙ - жив!!!» и бренчание гитар…
Я тоже немного перебрал, но под утро протрезвел, поскольку было довольно прохладно, был туман и ветерок.
Утром рассвет показал могилу Вити и толпы фанатов сидящих и стоящих возле нее. От стены и с различных лавочек, кустов выползали бритые, волосатые, рваные, грязные, пьяные, проклепанные и истыканные булавками неформалы, проклиная омоновцев, которые всю ночь кого-то пиздили и гасили, и от которых все всю ночь бегали туда-сюда по всему кладбищу…
Тем временем на БК стали съезжаться остальные фанаты и журналисты.
Фанаты устроили поминки по Цою прямо возле могилы, играли на гитарах, пели. Их постоянно снимало телевидение. Ждали родителей Цоя. К колодцу с водой выстроилась огромная очередь…Откуда только не было поклонников: из Питера, Москвы, Екатеринбурга, Тулы, Омска, Новосибирска, Калуги, Железноводска, Пятигорска, Витебска, Киева, Перми, Нижнего Новгорода, Воронежа, Петрозаводска, Владивостока, Ведено, Волгограда, Владикавказа, Львова, Курска, Краснодара. Челябинска, Череповца, Пскова, Харькова, Мариуполя, Обнинска, Смоленска, Рязани, Минска, Казани, Луганска, Нижнего Тагила, Твери, Йошкар-Олы, Тольятти, Белгорода, Новгорода и других городов….
Приезжали целыми толпами, добираясь кто автостопом, кто на электричках… Тащили водку, еду, курево…
К приезду родителей Цоя могила Виктора была завалена цветами. Это трудно описать. У меня чудом сохранилась видео запись этого скорбного дня, и сейчас это очень трудно смотреть….Огромная толпа неформалов, порядка 300 человек, одновременно подняла руки вверх и громко, со слезами на глазах, начала скандировать – ЦОЙ ЖИВ!!!!! Этот крик был подхвачен - ПЕРЕМЕН!!! МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!!
Когда родители Вити подошли к могиле - в толпе фанатов раздался плач…
Родители поставили вазу с цветами и обратились к поклонникам:
Роберт Максимович:
- Ребята, мне так хочется улыбнуться вам, но вы так выглядите, что я не могу…
Валентина Васильевна:
- Спасибо, что помните…
Их расслышали:
-Спасибо за сына!!!!!
После отъезда родителей начались неформальные поминки по Цою… Поминали его до следующего утра….

15 августа в Москве, в переулке на Старом Арбате, который неофициально зовется имени Виктора Цоя, некуда было ступить. Фанаты певца целый день пели его песни, пили, закусывали, в общем, каждый на свой лад отмечал 10 летие смерти кумира.
На следующий день на этом месте было уже пусто и лишь несколько букетов живых цветов да свежие надписи ЦОЙ-ЖИВ!!!! И ЦОЙ – БОГ! на и без того размалеванных стенах напоминали о печальной годовщине….


Никто не может защитить того, кого уже убил БОГ. Если Бог решает, что кто-то должен погибнуть, его уже ничего не может спасти.


Не обязательно быть сумасшедшим киноманом, чтобы признать – группа Виктора Цоя – это лучшее, что было в русском роке за всю его историю. От «Восьмиклассницы» до «Кукушки» Цой привнес в рок-н-ролл нечто такое, что даже теперь не захватать руками неофитов. 10 лет назад Цой погиб, но он и его пенсии навсегда остались с нами….

…Не верится, но, тем не менее, Виктора Цоя – последнего героя русского рок-н-ролла нет среди нас живых вот уже 10 лет. Но он жив! Жив в наших сердцах.
Страшно вспомнить тот роковой год, трудно вспоминать годы, прожитые без Цоя. Не верится, что мы еще живы…
Прошло 10 лет, но еще сильна боль от раны, оставшейся в наших сердцах после его трагического ухода.
Слов нет и невозможно выразить наше горе. Можно только сказать несколько слов:
- Спасибо, Цой за все. Спи спокойно, ты не забыт. Пока мы живы – свечи горят. Наши дети будут петь твои песни. Да святится имя твое.



«…- Я хочу сказать, что мы сдержали свою клятву – не забыть Витьку, и это действительно так. Я горжусь нами. Виктор Цой – жив!!!!»

киноман,
пожелавший остаться неизвестным.
БК. 2000 г.
«…- Спасибо за то. Что вы помните и любите Виктора! Вы очень помогаете нам в нашем горе…»
В.В. Цой

На смерть Виктора Цоя.

Последний герой похоронен был
В праздник воздушного флота.
Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним.
А ливень все шел, замывая восторг идиотов,
И город как прежде огнями стрелял по живым.
Прогулка романтика кончена, плащ превращается в точку
И ночь обнимает весь мир – велика и мудра.
Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку?
И как, объясни, в эту ночь мне дожить до утра????

19.08.1990 г.
(без подписи)

Вот уже 30 декабря 2000 года. Почти 21 век. За окном снег, холод. А в комнате на стене висит фотография. Твоя фотография. И от твоего взгляда становится теплее в самые жуткие морозные дни. Что-то сейчас в Питере, На Богословке? Как там???? Наверное, там тоже идет снег, а может быть наоборот - светит солнце, от которого становится теплее на душе и кажется, что еще не все потеряно, и что все еще можно вернуть. Хотя бы не навсегда, а на несколько минут…. Кто знает? И знает ли??? Да и важно ли знать ответ? Может быть да, а может быть и нет. Теперь уже все равно. Но когда завтра в полночь послышатся шаги входящих в новое тысячелетие – твои шаги присоединятся к шагам всех тех, кто и сегодня с твоей группой крови на рукаве.. С Новым годом, Виктор…



Сегодня, когда минуло 10 лет со дня смерти Виктора Цоя, с новой силой разгорелись споры о том, погиб ли Виктор в тот август 1990 года или же скрылся, а на месте тела в закрытом гробу было пусто. Эта тема в 2001 году тревожит сердца фанатов ничуть не меньше, чем в 1991.
Лично я считаю так – Виктор был честным человеком и никогда бы так не поступил, не обманул нас. Я был на могиле, видел слезы его матери и со 100 % уверенностью могу сказать – на Богословском кладбище Петербурга похоронен Виктор Робертович Цой, погибший 15 августа 1990 года в автокатастрофе под Ригой. Но вот в том, что гибель Виктора была случайна, я не верю….
Солдат.2001 год.

Два раза в год – 21 июня и 15 августа в Москву, на Арбат, в переулок имени Виктора Цоя съезжаются поклонники «КИНО» - толпы фанатичной молодежи, не самого адекватного поведения. И тогда стена имени Цоя утопает в цветах, а самого утра и до позднего вечера Арбат вибрирует песнями «КИНО».

В Питере, на Богословском кладбище, где похоронен Цой, происходит то же самое, только с еще большим размахом. Несмотря на попытки милиции объяснить, что на кладбище похоронена еще уйма людей, с каждым годом сюда приезжает все большее количество поклонников…
Несмотря ни на что, эти ребята наотрез отказываются признать, что Цой ушел от них 11 лет назад.
-Цой жив в каждом из нас!!!!
Каждый из киноманов находит свой путь к творчеству Цоя. Есть просто тусовка, слушатели за компанию, есть пионеры и старики – для которых Цой – Бог, а все что с ним связано – свято.
Киноманом стать нельзя, киноманом нужно родиться. Родиться с частичкой Цоя в душе. И эту частичку уже ничем никогда не выбьешь – так говорят старики-киноманы нынешним молодым фанатам. И по-своему - они правы….


Вот уже скоро будет 12 лет как погиб Виктор Цой. Любой кумир после смерти обрастает мифами и легендами. И на стенах домов иногда можно прочитать – Цой – БОГ!!!!
Виктору Цою не ставят памятников и мавзолеев, но его имя не опошляют лубочным поклонением. Зато каждый тинэйджер, да и просто человек, умеющий держать гитару в руках и знающий три блатных аккорда, знает хотя бы пару его песен…

Некоторое время назад рок-н-ролльную тусовку всколыхнуло известие о том, что музыканты «КИНО» подали в суд на вдову Цоя – Марьяну и что судебный процесс, связанный с именем лидера «КИНО» Виктора Цоя стал возможен по одной причине: 11 лет назад Цой вовсе не погиб в автокатастрофе, а жив и здоров, и скрывается за рубежом.
Что же принудило музыкантов наехать на вдову Цоя? Безденежье? Зависть? Ревность к Цою, чье имя до сих пор с трепетом повторяют миллионы фанатов?
Марьяна Цой в ответ на все это заявила, что ее тошнит от всего этого.
Фанаты Цоя восприняли попытки киношников судиться с Марьяной однозначно – как глумление над памятью кумира. Как могли так поступить друзья Цоя? Однозначно, не могли. Но поступили. Почему?
Ответ прост. Потому, что Цой не погиб. По слухам – лидер «КИНО» не погиб в автокатастрофе. Его перепутали с другим человеком. А сам Цой, узнав о своей якобы смерти, решил что это удобный момент, чтобы уйти в тень. После чего уезжает в Японию, где начинает заниматься автомобильным бизнесом. Другая версия – Цой уехал в Южную Корею, на родину своих предков, где удалился в монастырь для изучения восточных мудростей…Искать Цоя в Корее то же самое, что искать Кузнецова в России, тем более, что имя можно сменить. В общем, сам Шерлок Холмс не отыщет следы Цоя в Корее.
Если конечно, сам Цой не захочет вернуться на родину…

В те годы, когда Цой начинал, у подпольного русского рока менялся вид, ритм. Жест. На смену цветным хиппанам пришло черно-белое поколение, исколотое большими английскими булавками. Это был панк. Но Цой не был панком в чистом виде как его друг Андрей Панов. В песнях Цоя всегда был свет, или хотя бы надежда на свет…Конечно образ жизни Цоя был панковский. Ведь вписаться в то, что называлось тогда нормальной жизнью, Цой не мог.
В художественном училище он долго не продержался, чтобы откосить от армии лег в психушку. Потом учился в ПТУ, где доводил мастеров свое толчке по пятерке за штуку. Везде он был на плохом счету, как прогульщик, бездельник, асоциальный тип. Ему было все равно. Отвалив из ПТУ или смотавшись с работы, Цой возвращался в свой мир.
Это был мир питерских коммуналок, где жили его друзья игравшие рок – Майк, БГ, Свин… Это был мир квартирных концертов, во время которых в комнату 15 метров набивалось по 30 человек, каждый из которых приносил по 2 бутылки сухого вина… Это был мир долгих скитаний по питерским улицам, мир в котором будущие рок-звезды в безнадежной тоске пили в столовках портвейн, разливая его в стаканы из под компота, а потом добавляли пива, подолгу стоя с кружками в руках, в самой гуще матерящейся толпы…
Поэт Цой не приемлет обыденности – серые рутинные дни вызывают у него тоску. Эта тоска рассеяна в сыром воздухе северной столицы. Это ею пахнут проходные дворы, ею пропитаны стены домов. Это тоска времени, которому некуда течь, и оттого оно загустело в болото, тоска подневольной жизни, когда каждый день надо по заведенному порядку тащиться в постылое место учебы или работы… Это тоска ранних уходов из дома, когда с недосыпа или похмелья болит голова (…я вчера слишком поздно лег, сегодня рано встал…)… Тоска вечных пригородных электричек, везущих спресованных в вагонах людей.
И это яростное, сжатое в пружину желание побега, желание которое всегда придавало вкус рок-н-роллу, где бы он не возникал.
-Нам за честность могут простить все – говорил Цой. Азбучную истину рока он понимал очень хорошо. Если ты последний герой – хочешь, чтобы люди верили в твое кино, ты должен не понарошку жить в нем и умереть всерьез. Нелепо писать размеренную, выверенную по датам биографию Цоя, человека, который, уйдя, как бы и не ушел, а затерялся в толпе и стал всеобщим знакомым. С дешевых цветных постеров висящих то в заляпанных маслом гаражах полуподпольного автосервиса, то в торгующих кассетами и дисками ларьках глядят на нас его узкие мечтательные глаза…
Да и не было у него биографии в общепринятом смысле этого слова. Какая к черту разница. Что написано у него в трудовой книжке?
Для любителей складывать разрозненные детали жизни своих кумиров в стройные системы и видеть в них высший смысл, здесь конечно, есть широкое поле деятельности.
Цоя полюбили сразу за то, что он был честен. Не за мистические и таинственные подтексты, которых никогда не было. Его полюбили за то, что он был гениальным фотографом, за то, что каждая его песня – это моментальная фотография нашей жизни, фотография сделанная изнутри, запечатлевшая настроения, чувства и ощущения данного момента, те чувства, которые уже через миг ускользают и восстановить которые невозможно…
Ставишь какую-нибудь из Витиных песен и находишь там вдруг точное отображение своего настроения, своих мыслей. И это можно повторять, ставить диск снова и снова и опять испытывать то же самое, то, что хочешь испытать, то, что хочешь вернуть – эту ушедшую любовь, прожитую радость, начало крепкой дружбы, когда все прощается и все хорошо….
Цой конечно очень отличался от всех других русских рок-музыкантов. Сотни подражателей, десятки групп играющих под «КИНО» пытаются сейчас пробиться в люди. По меньшей мере, половина из них хочет заработать этим деньги. Не получится. Все очень просто – сделать так как «КИНО» не удастся.
Виктор всегда был настоящим, хотя очень любил играть в жизни, шутить и смеяться. Представлять Цоя как мрачного героя - очень однобоко и плоско. Да, Цой ходил всегда в черном, любил этот цвет, но Цой любил и желтый цвет – цвет солнца…
Прошло уже почти 12 лет с того рокового дня, когда Виктор погиб, но интерес к его личности продолжает расти. Книги, плакаты, майки с его изображением, рюкзаки, диски - все это расходится в народе огромными тиражами. Виктор имел огромный талант – вызывать у людей любовь к себе. И его песни по-прежнему живут именно этой его способности.
Сейчас «стариками» считаются те, кому было 5-7 лет когда «КИНО» давало концерты, а «пионерами» те, кто родился и вырос уже после смерти Цоя… Да, есть у Витиных песен способность вызывать у совсем маленьких детей радость и любовь к себе, даже на подсознательном уровне.
Поэтому и собирается каждый год на Богословском кладбище и Арбате огромная толпа, поэтому и проходят различные концерты и акции памяти Виктора Цоя. Бывают на этих акциях и концертах и Витины друзья, знакомые той поры, когда все только начиналось. Правда, конечно, не все… Давно нет с нами Майка Науменко, умер и Андрей Панов (Свин). А совсем недавно скончался «Дюша» - Андрей Романов… Жизнь идет и все меньше становится тех, кто был близок с Витей и принимал его удачи, победы и поражения если и не совсем как свои, то, во всяком случае, не отстраненно-созерцательно.
А те, кто ушел совсем недавно, еще не перестал быть для многих из нас просто хорошими знакомыми, славными ребятами. Они еще не в бронзе и дай Бог им подольше сохраниться среди живых.
Естественно, было бы крайне не уместно анализировать их творчество. Они теперь таковы, каковы они есть – на все дальнейшие времена и других таких не будет. И все их песни стали любимы миллионами молодых, стали частью их жизни. Ведь даже себя часто ловишь на том, что, направляясь куда ни будь, шагая по улице, не напеваешь, а совершенно машинально мысленно прокручиваешь какой-нибудь рок-н-ролльный мотив, рефрен песни, строчки из нее… Под любимые песни легко шагать, легко размышлять, легко жить. И так будет вечно. Это закон.


И вот уже скоро, через 5 месяцев будет 12 лет, как с нами нет Цоя. Увяли цветы на могиле, высохли девичьи слезы, но не умолкли песни. Согласимся, что Виктор Цой прожил счастливую и яркую жизнь, в которой были безвестность и слава, бедность и богатство, одиночество и семья, любовь…Единственное несчастье в его жизни это то. Что она оказалась так непоправимо коротка. Но он успел посадить дерево и спел об этом, успел написать книгу своих стихов, он успел родить сына. Как говорят на Востоке – трех этих условий достаточно, чтобы человек не зря прожил свою жизнь.
И мы не забыли его. Мы это сделали, а как – судить не нам. Но мы должны быть честными и откровенными перед его памятью, так же как был честен и искренен последний герой – Виктор Цой.


..память о последнем герое
стала в сердцах гореть звездой…
память о последнем герое -
ты с нами последний герой….


Виктор Цой погиб
Такой судьбы значит изгиб.
Мы все без него остались - многие ему поклонялись.
Не много нас по всей земле
Но от этого сила вдвойне
Когда-нибудь придем к стене
И не утопим боль в вине..
Он жаждал перемен –
Но вот что получил взамен.
Наша пульсация вен
Еле слышна средь серых стен
Но мы выйдем из замкнутого круга
И найдем друг друга….
Ночь наступила и мне не спится в эту ночь.
как трудно думать о звезде, которая погасла.
И нету жизни без нее
Пульс бьется все быстрее и быстрее.
А я не умерла - когда звезда погасла –
ведь я была малая и ничего не понимала, но сердце екнуло тогда –
в 12 28 и замер мир
для всех на свете киноманов.
И сколько было пролито несчастных слез?
И сколько водки выпито в то время - никто не сосчитал…
Прошло уже 12 лет
А сердце ноет и болит –
Ведь Виктор Цой трагически погиб…

Цой – живее всех живых.


Я вернулся домой –
Дома ждем меня уют и покой
В холодильнике вино
А в кассетнике КИНО

В полночь лягу я поспать
Чтобы завтра рано встать
И все заново начать….

Завтра наберем вина
Чтобы ночь была длинна
И гитары мы возьмем
И толпою мы споем.

Мы всю ночь будем бухать
Будем Цоя вспоминать
Будем пиво распивать
Цоя песни напевать…

Мы наверное помрем
Долго мы не проживем
И Бог за нас решит
Умирать нам или жить…

Нам бы пиво да вино
И что богом нам дано
чтоб никто не умирал
И никто не покидал…

Завтра наберем вина
Чтобы ночь была длинна
И гитары мы возьмем
Песни Цоя мы споем…



И третий день
бьет дождь по крыше
и настроения все нет
и в сердце пустота какая то живет.
Ведь прошлого уже ведь не вернешь.
Погиб и он трагически, внезапно
Ушел туда, куда ушел, когда-то Башлачев
И некуда деваться – жизнь напрасна
Сегодня Витю не вернешь….


21 июня 2002 года в Латвии, на месте гибели одного из самых лучших рок-музыкантов России будет установлен памятный знак с небольшим бюстом Виктора. 21 июня Виктору Цою исполнится 40 лет. Точнее, исполнилось бы…
Вообще-то сначала хотели поставить памятник, но как всегда у нас это случается – денег на это не собрали. А ведь выпускаются диски, кассеты, майки, книги. Проходят всевозможные акции памяти Цоя, а денег как не было - так нет. Даже на памятник…. А сколько тысяч долларов потрачено на краскораспылители, которыми киноманы исписали стены едва ли не во всех городах страны?
Памятника не будет. Но память останется.
12 лет промчалось с того трагического дня, когда прервалась жизнь одного из самых талантливых музыкантов бывшего СССР, творческого человека, внесшего немалую лепту в ту самую перестройку – прежде всего в умах и сердцах тех, кому еще предстояло жить….
Немало с тех выдвигалось версии: Цоя убили дельцы шоу-бизнеса, КГБ, и т.д. и т.п.
Но до сих пор общественность интересует тайна гибели Виктора Цоя…
Согласно официальной версии – Цой погиб в автокатастрофе под Ригой 15 августа 1990 году. Уснул за рулем….
Вот как видел место трагедии гитарист «КИНО» Юрий Каспарян:
«…На дороге у Тукумса гаишники так и не нашли тормозного следа «Москвича» на крутом повороте. От удара «Икарус» отлетел в сторону почти на 100 метров. Двигатель машины Виктора раскрошился. Одно колесо вообще так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге…»
творческим людям свойственно испытывать приступы вдохновения. И в такие минуты забываешь обо всем на свете, отвлекаешься от всего… Как и многие музыканты. Виктор любил быструю езду, и злодейке-судьбе стало так угодно, чтобы вдохновение возникло как раз в момент высокой скорости, набранной «Москвичом» Цоя. Эта огромная скорость, считает мама Цоя, и стала одной из двух трагических ошибок Виктора в тот трагический день.
Вторая ошибка, касается на ее взгляд, организации быта популярного человека тех времен. Если бы у Вити был шофер, он мог бы передать руль ему, и трагедии не случилось бы…
Еще есть следующая версия: на огромной скорости Виктор Цой несется по лесной дороге с обочиной из утрамбованного песка. В окрестностях места трагедии живут белки, зайцы и другая живность. Возможно, одно из животных выбежало на проезжую часть. Виктор любил животных давить бедолагу не захотел, поэтому принял немного вправо, выехал на обочину, продолжая мчаться по ней. Версия пешехода вдруг начавшего переходить дорогу, исключена - ни одно их расследований – ни официальное, ни журналистское, ни частные не выявили такого. То же касается и неизвестной машины - черной «Волги», принадлежащей кому-то из боссов коммунистической партии Латвии, которую якобы видели в то время на месте гибели Цоя…
Да и жители ближайших населенных пунктов, узнав о трагедии, проявляли и до сих пор проявляют самое деятельное участие в расследовании и установлении истины…
Этот участок дороги пересекает то ли ручей, то ли маленькая речушка – Тейтупе, которая течет под мини-мостиком (3.6 м), который ограничивают как и положено бетонные столбики ограждения. В какой то момент «Москвич» Цоя ударился об один из столбиков ограждения, и его по инерции вынесло гораздо левее. Впрочем, Виктор продолжил путь, но тут из-за поворота выехал тот самый «Икарус», двигавшийся с нормальной скоростью. Но движение «Москвича» было так стремительно, что даже самый опытный водитель не успел бы затормозить или вывернуться из-под удара….
Так и произошло, и «Москвич» Цоя врезался прямо в бок «Икаруса», но отлетел от него назад, в сторону мостика…Удар же оказался столь силен, что громоздкий, тяжелый автобус отбросило под углом 45-50 градусов в сторону…

СИСТЕМА. Этим страшным словом в годы перестройки именовали прогнивший строй социализма и прочие советские уродства. Совок…Вот эта система и виновата в смерти Виктора Цоя.
Нет. КГБ не убирал Цоя, не смог бы – слишком хил был уже тогда…
Мама Цоя знает две маленькие, но очень важные детали. И вот что она сказала:
«…- Поворот на той дороге смерти весьма крут, на нем аварии случаются регулярно. Но перед крутым поворотом ни в те годы, ни до сих пор (!) не установлен соответствующий дорожный знак. А на самом повороте (если смотреть по ходу движения «Москвича» Цоя) почти у самого края дороги стоит здание – настолько близко к проезжей части, что поворачивающих машин на встречной полосе со стороны мостика просто не видно. Все существующие нормы размещения объектов у дороги напрочь нарушены расположением этого здания. Не увидел и Виктор поворачивающий ему навстречу «Икарус»…»
Возможно, если бы не это преступное совковое разгильдяйство, замечательный музыкант и хороший человек Виктор Цой успел бы уклониться от столкновения со встречным автобусом и отделался бы травмами… Увы, подлая халатность и преступная безалаберность системы погубили очень много талантливых людей….

Сегодня 15.08.2005 года. Исполнилось ровно 15 лет с того дня, как в автомобильной катастрофе погиб Виктор Цой. Официальная версия – уснул за рулем.
Вот другая версия - поклонников Цоя:
«- Говорили, что да, он уснул за рулем. Но мы считаем, что все это было подстроено. Просто было умышленное убийство».

Вот другая версия – Константин Кинчев:
«…-Ну, я думаю, что Цой писал песню. Очередную свою песню. И задумался…»

Рок-н-ролл, отягощенный смыслом, породил рок, музыку, доносящую до людей слово. А о силе слова мы знаем еще из Библии. Тексты цоевских песен своей глобальностью задевают людей из самых разных слоев общества. Очень он образно выражался. Например, спетая им фраза «мы ждем перемен!» была воспринята как лозунг.
Возникло впечатление, что время признало в нем своего героя. Но всякие попытки назвать его пророком выглядят ерундой. Цой просто любил петь песни….
Цой – универсальный пример возникновения мифа в наше время. Как ни цинично это звучит, а ушел он своевременно. Для возникновения мифа необходима жертва. Вспомните возникновение христианства. Тогда тоже все началось с гибели главного персонажа.
Цоевские соратники – Гребенщиков и Кинчев благополучно состарились и уступили дорогу молодым. А лидер группы «КИНО» остался молодым навсегда, и кто знает, может быть через тысячу - две лет, его песни будут называть, ну, например, евангелием русского рока….



17 лет назад – 15 августа 1990 года погиб Виктор Цой… Сегодня в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище и в Москве на Арбате собрались поклонники певца и музыканта…Бог вернулся на небо, а Бог он не мог умереть. Он всегда жив. Цой в какой то степени действительно был Богом.
Бог по имени Цой был сыном своего времени – застоя и нищеты. Страна узнала его только после выхода на экран фильма «АССА». Это была первая картина о чумазых и необычных обитателях подполья. Свойский парень с романтической внешностью, неполным образованием, работавший кочегаром в котельной. Его поклонники вышли из той же толпы неустроенных, недоучившихся в школе, соскучившихся по нормальному общению. Они поверили, что если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день, можно сажать алюминиевые огурцы на брезентовом поле и ждать урожая. Самому Цою эта эпоха протеста принесла всенародную популярность и концерты на самых крупных площадках страны…
Его смерть на взлете популярности августовским утром 90-го по дороге из Талсы в сторону Слоки стала поводом для создания целого культа Виктора Цоя, последнего героя, звезды по имени Солнце, сына своего времени…
Знаменитая Арбатская стена Цоя – есть некое подобие продолжения жизни погибшего Виктора Цоя. Нечто похожее есть в Париже, на могиле Джима Моррисона также собираются поклонники, поющие песни своего кумира и зажигающие ему свечи. Увы, есть не мало музыкантов почивших ныне, но роль пророка досталась далеко не каждому….
Смерть лишает человека завистников. Исчезает быт, исчезают житейские проблемы и, как правило, исчезает сам человек. Но смерть Цоя стала его вторым рождением, рождением его мифа.

Одна из поклонниц из Арбатской тусовки Цоя заявила:
«…Самое главное, что сейчас много «пионеров». И после его смерти много людей полюбили его и его песни, потому. Что они до сих пор свежи и актуальны»..

…Вот родители говорят, ты подрастешь, все отойдет на второй план, появится что то новое, поважнее. Но разве мы маленькие? Все-таки нам не 15 лет…Да и пережили уже сколько…неужели вот слушали «КИНО» полжизни и потом вдруг перестанем слушать?
Да мы вечно будем слушать его песни. Не знаю, кто как, а я с каждым годом все больше и больше втягиваюсь в этот мир…

Я уже не представляю - как это может быть так, что у меня не будет Виктора, не будет гореть звезда по имени Солнце. Это частичка меня и что будет если ее убрать? Пусть мы никогда не видели Цоя вживую, не общались с ним, но тем не менее, он нам очень дорог и занимает огромное место в наших судьбах. Пусть мы не все знаем о нем, были не во всех местах связанных с ним, не знакомы с людьми, с которыми Цой был связан, но это не дает повода некоторым говорить нам, что они любят Цоя больше чем мы. Да, мы любим Цоя, но это необычная любовь. Мы любим его не так как любят любимых, братьев, друзей – он нам не брат и друг. Не относимся мы к нему как к Богу, идолу… Просто любим и все. Это какая то другая ниша, другое чувство. В то же время мы можем любит еще кого то, но невозможно сравнить кого я люблю больше, да и все мы…Это несравненно. Это разные вещи. Это существует как бы параллельно, никогда не пересекается, не мешает одно другому… Никто не заменит Цоя, и не займет его место в наших сердцах и душах.


…По поведению человека не всегда можно судить о глубине его чувств. Допустим, кто-то живет далеко от Питера, никогда не был на Богословке, но он очень любит и уважает Виктора Цоя. А второй живущий в Питере, днюет и ночует на кладбище…
Проходит год. Два, три и что….
Первый все так же любит и уважает Цоя. А второй не то, что не бывает на Богословке, но и не слушает «КИНО» вообще, несмотря на то. Что еще пару лет назад он всем своим видом и поведением изображал из себя самого преданного поклонника, указывая приезжим киноманам что и как делать, давая понять им свое превосходство…Просто ему тогда, может быть, просто потусить хотелось – модно же…. В общем, время все показывает, все обнажает…

….В этом году мне тоже показалось, что многие пришли на Богословку не ради того, чтобы почтить память Цоя, побыть рядом с ним, а просто - чтобы выпить, потусить. Некоторые напивались до такой степени, что не могли встать, вели себя так, будто они не находятся в очень дорогом им месте, где и следовало бы вести себя соответственно. Поэтому я был рад, что родители Вити приходят с каждым годом все раньше и раньше и не видят этого бардака. На их месте мне было бы противно видеть все это. Как могут люди, которые уважают Цоя, ругаться и драться у его могилы????? Я этого не пойму никогда.

Санкт-Петербург. Пискаревка. Проспект Мечникова 43. Богословское кладбище. Неширокая прямая аллея. Поворот налево, выход на главную аллею кладбища…Раньше здесь росли невысокие липы, ныне же вся аллея заполнена свежими могилами….Идя по узкой дорожке - замечаешь небольшую площадку с лавочкой, на которой сидят молодые длинноволосые люди, одетые в черное и играющие на гитарах что-то очень не веселое..
Напротив лавки могила Виктора Цоя – легендарного питерского рок-музыканта…Кругом дорогие цветы, черные ленты, фотографии, значки. Горка сломанных сигарет. Горящие свечи в песочнице…
Таким видят Богословское кладбище журналисты и люди далекие от рок-тусовки, не общавшиеся с рок-фанами. На самом деле все гораздо трагичнее…Поклонники Цоя живут на Богословском кладбище с 19 августа 1990 года. Просто в какое то время тусовка меняется, уходит…Но затем появляются новые и новые вахтеры… В городе в неформальных кругах их зовут «некрофилами»..
Недалеко от могилы Цоя, за железной дорогой есть «стена памяти Цоя». Раньше на ней были дорогие сердцам киноманов портреты и надписи в память о Цое, но в 2005 году руководство гаражного кооператива в чьем ведомстве находится стена, закрасило все надписи. То самое постигло портреты и надписи на воротах кладбища, поскольку администрации кладбища необходимо было пройти городскую проверку…
..Под стеной Цоя практически всегда горит костер, дровами для которого служат старые кресты с ближайших могил. Две рогатки, на которых лежит прут арматуры с подвешенным на него старым закопченным чайником, в котором обычно кипятят воду, а по вечерам варят суп – из китайских макарон, риса и грибов… Все вокруг: земля, деревья, воздух и сами киноманы буквально пропитаны запахом дешевого портвейна, водки и крепчайшего «Беломора»…Большинство киноманов никогда не покидает могилы Цоя. Только по самым важным делам…Проклепанные, пробитые булавками железками линялые балахоны, косухи, банданы, берцы, всевозможное рванье из секонда - наряды тусующихся здесь людей…Везде ирокезы, мат, портвейн… Песни Цоя под несколько акустических гитар. Хор пьяных, нестройных голосов поющих про то, что снова за окнами белый день… Толпа, состоящая как их 40-45 летних «стариков» так и 12-15 летних подростков. Здесь все равны. Цой, а вернее его музыка и память о нем уравняли всех. Рядом с костром лежит кусок засаленного палаточного брезента, на котором спят те, кому некуда идти, кто приехал к Цою из других городов… В перерывах от стакана до стакана «старики»-киноманы пропитыми голосами рассказывают молодым о том, как хоронили Цоя, о том, как жили здесь в первые годы после гибели Вити….Вообще то к «пионерам» здесь относятся с недоверием. И они это инстинктивно чувствуют, на всякий случай отсаживаются своими тусовками в сторонку…Можно по-разному судить тусовку Богословского кладбища. Но люди, которые добровольно похоронили себя вместе с Цоем, безусловно, заслуживают уважения.
Основной наплыв фанатов бывает на Богословке два раза в год – 21 июня и 15 августа, в день рождения и в день смерти Виктора Цоя. И тогда Богословка и днем и ночью вибрирует песнями «КИНО», тонет в табачном дыму и алкоголе….
Но несмотря на кажущуюся мирной обстановку в такие грустные дни, тусовка находится как на пороховой бочке. Различные неформальные тусовки враждуют между собой, устраивают между собой иногда кровавые побоища…Всевозможные панковские и гопнические дринч-команды устраивают на кладбище пьянки и дебоши, что вызывает невольный гнев чистокровных киноманов. Многие особо рьяные фанаты стремятся выехать как-то на этом, ходят хозяевами кладбища, что обижает молодых и приезжих поклонников «КИНО»..
Несмотря на неплохой вид со стороны, памятник Виктору Цою вблизи выглядит не очень…Мраморный обелиск весь в трещинах (след от фашистского нападения на Богословку осенью 1999 года), не хватает солнечных лучей символизирующих гитарные струны, не покрашена ограда…А иногда днем по могиле Цоя лазают большие кладбищенские крысы (видел сам лично)…
Конечно, киноманы следят за могилой, убирают, заметают, зимой чистят снег, но все же…
Тусовку Богословки разочаровывает поведение Марьяны Цой, которая бывает на кладбище раза 2-3 в год (при этом не всегда трезвая), не ухаживает за могилой и вообще такое ощущение, что ей все до фени… Конечно, что взять с тяжелобольной женщины, но получается, что чужим людям нужно больше, чем родным…
Что касается родителей Вити, то их можно понять, это уже старые люди, да и тяжело им… Все-таки это могила их сына…
Но Марьяна… Когда в 1999 году могила была осквернена, Марьяна не потратила ни копейки на ремонт памятника. Все сделали ребята, не услышавшие от Марьяны ни слова благодарности. Правда, потом она сказала им спасибо через газету…
Как всегда все держится на чистом энтузиазме ребят… И покупка дорогих цветов и уход за могилой, решение проблем с гопотой, администрацией кладбища и милицией…
И все-таки, главная проблема – время. И хотя Цой и сейчас живее всех живых и не за горами очередная светлая и скорбная дата, время берет свое. Киноманская тусовка, ранее самая многочисленная и сплоченная, превращается в обычную неформальную тусню.
Старики-киноманы спиваются, старчиваются, умирают (кстати, один из тех ребят, кто ремонтировал памятник Виктору и выкладывал плитку перед могилой осенью 1999 года – Саша Ли – умер в июле 2002 года под стеной Цоя, отравившись «Льдинкой»), заводят семьи, рожают детей, обзаводятся кучей проблем и фанатизм уходит на второй план. Нередко о нем вспоминают только 21 июня и 15 августа. Тусовка меняется, обновляется, а с ней уходит и искренность, настоящая любовь к Виктору Цою, к его музыке…. И это убивает сегодня сильнее всего…
Но Цоя не забыли. И за его могилой ухаживают (хоть и по мере своих скромных сил) так, как будто это величайшая ценность на земле. Хотя, для киноманов она, наверное, таковой и является. И главное как раз именно это…


27 июня 2005 года на 47 году жизни после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Марьяна Владимировна Цой – яркая, самобытная натура, безусловный талант и сильная личность. Она не только была спутницей жизни и музой лидера «КИНО» Виктора Цоя, но и сама сыграла в истории питерского рока немаловажную роль…
Она была похоронена 29 июня 2005 года, на Богословском кладбище, рядом с могилой Виктора Цоя…Нам будет не хватит ее…
По воле судьбы, за могилой Марьяны Цой ухаживают как раз те самые фанаты «КИНО» к которым она при жизни относилась не очень адекватно…И ребята ухаживают за ее могилой, забыв неприязнь и обиды тихо вытирают слезы, глядя на высокий, в полный рост, памятник Марьяне…Спи спокойно, леди рок-н-ролл…

Вот уже несколько лет среди жителей Пискаревки ходит легенда о Богословском кладбище…
Давным-давно среди киноманов посещающих могилу Виктора Цоя родилась легенда о том, что на кладбище по ночам пропадают люди. Утверждают, что пропадают только приезжие – их не хватятся…
Какие только слухи не ходят- и о том, что на кладбище тусуются сатанисты, убийцы и другие им подобные, которые убивают сторожей, отнимают у них деньги…Про санатистов говорят серьезно. Недавно часть крестов на могилах оказалась перевернутой, а в темных углах кладбища люди якобы видели фигуры в капюшонах. Все эти факты довольно легко объясняются.
- Во-первых – на могиле Цоя тусуют не только киноманы, но и еще куча народа. Те же гопники. Они и отбирают у прохожих деньги, подкарауливая одиночек.
….Кстати, известное своим размахом ночное побоище с ОМОНОм в ночь с 14 на 15 августа 2000 года на Богословском кладбище началось именно из-за этого. На парня из Тулы напала зондер-команда гопников, которые пырнули его ножом и отобрали деньги. Киноманы бросились вдогонку за гопотой, и, настигнув подонков, довольно серьезно их избили.. Те же в отместку за это, заявили в располагающееся неподалеку от Богословского кладбища отделение милиции, что на кладбище их избили пьяные киноманы. В ментовке долго не разбирались и просто выслали на кладбище пару машин с ОМОНОМ. В итоге – куча пострадавших, «Скорые», забитые панками ментовские «буханки», и испорченное настроение…Об этом случае никто никогда не писал и не говорил, точно так же как и о побоище на Богословке 1994 года…Только мы, очевидцы этих событий, помним и знаем о них…. Если кто то из читающих сейчас эти строки, был очевидцем этого побоища – прошу откликнутся…Об этом вроде бы пыталось говорить питерское НТВ, 6-й канал, но потом это быстро замяли… Ну, что что, а замалчивать в нашей стране умели всегда…Вспомнить хотя бы несостоявшийся Гурзуфский панк-фестиваль... Меня всегда прикалывал парадокс - что ни тусовочное место в Питере – так рядом отделение милиции. Вот Богословка типичный пример, клуб «Castle Rock» на Лиговке, где до 2002 года был рок-бар, так же расположен рядом с ментовкой…Ха, то же самое касается и всевозможных ларьков…Например, на Богословке - скромный маленький металлический ларек на троллейбусной остановке, в котором в 2000 году торговали паленой водкой, портвейном и сигаретами «Космос» - в 2007 году превратился чуть ли не в супер-маркет…И «Космоса» в нем уже нет… Задумайтесь, на чьи деньги все это….Впрочем, я отвлекся.
- Во-вторых, кресты переворачивают иногда сами киноманы, по пьяни, ради прикола.. А наличие в неформальной среде сатанистов, готов, эмо и прочих подобных персонажей – легко объясняет появление темных фигур в капюшонах. Кстати, капюшоны на неформальных балахонах давно выпускаются в виде колпаков-гномов… Вот считают обыватели неформалов шатающихся по окраинам кладбища приведениями и духами…Старушкам все равно не понять разницу…
А еще есть легенда об ангеле который якобы летает… На Богословке, неподалеку от могилы Цоя есть могила, на которой стоит необычный по своей внешности памятник. Это невысокий столбик, на котором стоит крылатая фигура человека в капюшоне с венком на голове, который держит в руках две веточки. До сих пор не установлено кому принадлежит данное захоронение, ибо на нем отсутствуют какие либо надписи. Неизвестна так же дата захоронения. Приблизительно его датируют 1898 годом… И таких памятников (очень похожих друг на друга) на Богословке несколько. Так вот именно этот ангел, как утверждают киноманы, по ночам летает. Частенько ночующие на кладбище поклонники «КИНО» замечали некое движение над деревьями в том районе, и видели необычную крылатую тень, проносящуюся над землей… Конечно, кладбище место вообще не очень чистое энергетически, да и привидится ночью может многое, но я сам лично был там, стоял у ограды этой могилы, видел фигуру этого ангела и скажу честно – мороз по коже проходит однозначно, даже после не одного стакана водки… Ныне это излюбленное место, которым пугают молодых и приезжих фанатов «КИНО…

Питер. Промозглый ветер с мокрым снегом. Метро «Спортивная». Улица Блохина где-то рядом. Ищем «Камчатку» - музей-котельную, где раньше работал Виктор Цой….
Небольшой дворик позади общежития, разукрашен рисунками и посланиями фанатов. Земля во дворе черная от угля. Стены в надписях типа - Цой – жив!!!! На одной из них – мемориальная доска: лицо Виктора Цоя и разлетающаяся на осколки гитара. Ниже цветы. Свежие, успевшие завянуть…
А рядом - ступеньки в саму котельную. Впрочем, котельной там уже давно нет….
Ныне это небольшой клуб-бар «Камчатка» и из трех топок, когда-то даривших тепло обитательницам женского общежития, куда подбрасывал уголек Витя Цой, осталась только одна….
Здесь постоянно кто-то тусует. У тех, кто попадает сюда впервые, складывается впечатление, что воздух, стены и все вокруг пропитано рок-н-роллом. Но это все положительные стороны, а ведь есть еще и отрицательные стороны…
Например, бич всех ленинградских тусовок – беспробудное пьянство тусовщиков. «Камчатка» раньше была обычным двором, вонючаей подворотней. Где с утра до ночи сидели какие-то гопники, пьяная урла, для которой нет ничего святого. Полуразрушенные стены, помойка в центре двора, битые бутылки, окурки… И это вполне самостоятельное учреждение, гордо именующееся «общественно-творческое объединение»? Да еще когда-то включенное в список всемирного наследия «ЮНЕСКО» и в культурную программу к 300 летию Петербурга….
И вот опять – чистый энтузиазм ребят – открытие мемориальной доски Виктора Цоя работа питерца Степана Мокроусова (участника строительства Храма Христа Спасителя в Москве), проведение концертов, встречи поклонников «КИНО» в даты связанные с именем Цоя…
Но чтобы обустроить двор, убрать мусорку во дворе, поставить хорошие ворота требовалось немало денег и сил, а их нет. К тому же обитатели «Камчатки» жили, да и до сих пор живут в ней на птичьих правах, и то лишь благодаря хорошим отношениям с администрацией общежития, что естественно очень сложно поддерживать в наше время…
Нынешний руководитель «Камчатки» Сергей Фирсов надеется лишь на собственные силы, на пожертвования посетителей клуба да на сборы с концертов, проводящихся в «Камчатке», поскольку от правления «творческого объединения», в которое, кстати, входила ныне умершая Марьяна Цой – «Камчатка» не получала ни копейки…
В августе 2001 года поклонник «КИНО» талантливый художник «Френсис» нарисовал (бесплатно конечно) на стене котельной портрет Виктора Цоя, что естественно стало одним из достопримечательных мест клуба. Смотрители музея-клуба организовывали импровизированную торговлю плакатами, значками, чтобы хоть как-то собрать минимальные средства для хотя бы косметического ремонта, куда уже становилось стыдно заходить из-за грязи и мусора… Многие старики – киноманы (в том числе и Оксана Печкобей) в то время вообще отказались от «Камчатки»…Многое не устраивало тогда фанатов – и то, во что превратилось одно из самых рок-н-ролльных мест Питера, и те люди, которые тогда там заправляли, и те люди, которые там выступали, равно как и цены на билеты, на выступления этих людей…Я сам прекрасно помню это время, ибо сам столкнулся с этим вплотную…
…Зато Марьяна Цой (земля ей пухом и царствие небесное) и другие члены правления приезжали в «Камчатку» раз в год и далеко не в трезвом виде, когда уже все равно где сидеть и что пить, закрыв глаза на грязь и убожество… Но куда уходили средства????
Конечно, обвинять никого не хочется. Да и все равно - мертвые сраму не имут. Но как быть живым? Тем, кто еще юн и чист душой и кому дороги и близки люди, бросавшие уголь в топку «Камчатки» в уже далеком 1987 году? Но Сергей Фирсов не огорчается. Да и деньги его не особо не интересуют. Главное – раздобыть материалы, а работать и самим можно…
…Ныне, в сентябре 2009 года «Камчатка» наконец то приобрела вид небольшого уютного рок-клуба…. Но, к сожалению, большое количество поклонников Виктора Цоя в «Камчатку» не вернутся никогда…

Питер. Улица Рубинштейна 13. Зал дома народного творчества. ИЛИ ПРОСТО – ЛЕНИНГРАДСКИЙ РОК-КЛУБ. Обычная подворотня с проходным двором. Исписаны, изрисованные стены.
С 9 мая 2001 года давно потерявший свой статус Ленинградский рок-клуб официально не существует. Теперь бывшие помещения первого рок-клуба страны занимает детский театр «Зазеркалье»…Причина закрытия банальна – руководство рок-клуба не заплатила за аренду помещений городским властям…Естественно, это вызывает смех – у нищих рок-музыкантов не хватило денег на оплату старейшей рок-базы страны…
Говорят, президенту клуба Николаю Михайлову городские власти предложили на выбор другое помещение в новостройках, на окраине города, но совет рок-клуба отверг это предложение, посчитав постыдным делом занимать помещение, где нет никакой истории, и где не был никто из легенд питерского рока…В итоге – все имущество и оборудование клуба (за исключением рояля) было вывезено и разбросано по мелким клубам и репетиционным точкам групп (в том числе и на Пушкинскую, 10)…
Последним предметом, остававшимся в опустевшем помещении рок-клуба, было большое зеркало, с надписью помадой:
«-Это я то Свинья? Да ты на себя посмотри! Свин».
По некоторым источникам, это зеркало было увезено к себе домой одним из поклонников «Автоматических Удовлетворителей», на память….
Кстати, такая же участь постигла и известный клуб «Полигон», на Лесном 655…Администрация клуба (кстати, руководителем клуба был экс-басист «КИНО» Игорь Тихомиров) также не заплатила арендную плату - и клуб в первых числах августа 2002 году был закрыт…Я лично был в «Полигоне» в середине августа 2002 года, когда еще не было вывезено оборудование, и могу сказать, что с потерей такой площадки - рок-движение Питера потеряло многое…
Все меньше и меньше остается в Питере мест связанных с рок-музыкой, поэтому молодым людям и приходится довольствоваться улицами, да подземными переходами из которых, кстати, в последнее время тоже стала гонять милиция, памятуя о терактах…
Страшно сказать, в бывшем помещении всемирно известного панк-клуба «TAM-TAM» после его закрытия расположилось брачное агентство (ныне там находится филиал Театра Сатиры)…
Да, так и хочется привести народную мудрость: «рыба гниет с головы».
О смысле сказанного каждый, я думаю, догадается сам….

Москва. Арбат. 2008 год. Стена памяти Виктора Цоя... К самой стене почти не подойти – мешает автостоянка, устроенная прямо перед ней… Много мусора и грязно одетых малолеток…Сейчас тусовка здесь – не то, что раньше…Много таких, которые приходят сюда чтобы только выпить. Куча народа бывающего здесь считают себя панками, и думают - чем больше они здесь намусорят – тем круче. Сегодня киноманов в Москве можно встретить только здесь – и то очень редко. Хорошие люди приходят сюда чаще только в плохую холодную погоду. В суровых условиях – меньше гопников. Летом - алкоголики, которые создают лишние проблемы. Сейчас на Арбате собираются люди, которым на все насрать, они могут нажраться и спать прямо здесь, под стеной. Это не киноманы.
Когда-то давно Марьяна Цой просила фанатов не делать из стены памятник, не превращать ее в мемориал. В 2005 году Марьяна Цой умерла. Теперь, по сути, эта стена городским властям не нужна, ибо ее спонсировала Марьяна Цой. Она оплачивала место, поэтому стену не сносили. Хотя, фанаты не дадут снести эту стену в любом случае…
По словам чистокровных киноманов – сейчас на Арбате – кошмар. Как таковых киноманов и панков здесь в принципе не осталось. Люди, которые тусуются здесь ныне – жалкое подобие того, что было здесь лет 10 назад…
Милиция часто приезжает сюда на «Газели» и забирает человек 10-12 для отчета, всех подряд… В общем, все очень опустилось в этом плане…
Арбат превратился в дно.

Сегодня 15 августа 2009 года…19 лет назад от нас ушел Виктор Цой….Многое в его трагическом уходе до сих пор остается непонятным и таинственным… Можно вполне согласиться, что это немалый срок для того. Чтобы отказаться вновь и вновь возвращаться к ставшей уже историей теме…Но дыма без огня как известно не бывает…
Несколько лет назад, в редакцию известного питерского журнала «Вне закона» по электронной почте пришло письмо, от некоего Яниса, из Риги…
Вот полный текст данного письма:
«Журналистам «Вне закона». Буду краток. Вот уже много лет мне не дает покоя поступок, совершенный мной и еще двумя, не буду их называть, 15 августа 1990 года, лицами. Единственное, в чем я нахожу толику самооправдания, так это в тогдашнем незнании, во что именно я ввязываюсь, потому, что я не знал, что в тот день я общался с Виктором Цоем. Я вообще тогда не знал, что есть такой музыкант.
Втроем мы подъехали к месту, где как нам сказали, он должен в то утро ловить рыбу. Наша задача, за что признаюсь, нам неплохо заплатили, заключалась в том, чтобы взять его на испуг. Как нам и было обещано, он был один. Его мы узнали по имеющемуся у нас фотоснимку. Выйдя из своей машины, мы подошли к нему, и я сказал, что его сына похитили, и если он хочет увидеть его живым, то должен поехать с нами… Он абсолютно спокойно посмотрел мне в глаза и произнес всего два слова: «Ну, поехали». Затем сделал пару шагов назад, оставив нас как бы позади себя. Следующие его действия явились для нас полной неожиданностью. Третьего шага он не сделал. Вместо этого последовал молниеносный прыжок с разворотом и двойной удар обеими ногами. Я и один из нашей тройки оказались в воде. Пока третий из нас помогал нам выбраться из воды, он бросился в свой «Москвич» и рванул в сторону шоссе. Через пару минут мы рванули следом. А когда почти настигли, то услышали звук страшного удара и поняли, что случилось нечто страшное.. Признаюсь, такого исхода мы не ожидали, поэтому мы вынуждены были пуститься в бега…
Предполагаю, что у вас возникло много вопросов ко мне. Готов с вами встретится и все рассказать лично. Выйду на вас сам. Простите. Янис. Рига».

Естественно, это письмо весьма взволновало не только редакцию «Вне закона», но и всех, кому дорого имя Виктора Цоя. Ведь причины трагедии приняли совершенно иные формы и очертания, ранее бывшие просто немыслимыми.
Прошло две недели после получения данного письма, никаких звонков и писем больше не поступало, и сотрудники редакции стали воспринимать все как чью-то злую шутку. Но еще через неделю в редакции журнала раздался звонок. Звонил тот самый Янис и назначил встречу, но не в Петербурге, а в Риге. Журналисты «Вне закона» договорились с ним, что встретятся с ним в Риге, в условленном месте.
Но, к сожалению, данная встреча не состоялась... Как сообщили собственные рижские корреспонденты «Вне закона» - в условленный час в условленном месте к ним подошли двое интеллигентно одетых мужчин. Один молчал, а другой достаточно вежливо, но тоном, исключающим возражения, произнес с легким латышским акцентом: «Занимайтесь своим делом и не суйте свой нос, куда не следует. Что же касается так называемого Яниса, то запишите его персону на счет вашего больного воображения».
Вот и все.. Больше журналистам «Вне закона» выяснить ничего не удалось. Кто был этот Янис? Кто были эти люди? До сих пор неизвестно…
Все это абсолютно не помешало фанатам «КИНО» собраться по традиции в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище и в Москве, на Арбате, у знаменитой стены Цоя…Кто-то пил, кто-то пел. Кто-то украдкой вытирал слезы, а кто-то плакал, абсолютно не стесняясь своих слез…Времена идут и возраст собравшихся колебался от 5 до 50. Тех, кому за 15, но меньше 30 было больше всего... Цой всегда умел привлекать к себе именно молодежь…
Действительно, подавляющее большинство собравшихся сегодня на Богословском кладбище в Петербурге и в Москве на Арбате у стены Цоя, когда он был жив, как говорится, еще пешком под стол ходили. Они узнали Цоя по настоящему, когда его не стало, когда уже все стало можно. Когда тебя не заберут в милицию за значок на куртке, а твоих родителей не вызовут на педсовет за то, что ты слушаешь рок. И, тем не менее, ты его любишь. Это и есть лучший памятник Виктору Цою. Это значит, что вы одной группы крови….















P.S. Спасибо все тем, кто дочитал это до конца. Я не пытался собрать все газетные статьи о Викторе, я просто перепечатал самое основное, что было написано о Викторе за это годы… Ну и конечно добавил кое что от себя и привел разнообразные мнения по тем или иным вопросам…Фотографии Вити я не вставлял, использовал только два собственных снимка картинок со стены Цоя на Богословском кладбище, да и то только потому, что ныне их там нет…Если кто-то не согласен с чем то, то прошу писать мне на мейл kavit@mail.ru, я буду рад поговорить. Но, думаю, я все равно останусь при своей точке зрения, ибо мне не 5 лет и Цоя я отнюдь не слушаю не первый год… Если кто-то располагает интересными материалами о Викторе и может что-либо добавить к вышесказанному – тоже пишите…
Спасибо огромное за материалы и дружбу: Оксане Печкобей, Нине Корейба, Сергею Кузьменко («Запасной выход»), Ольге Кошлань, Роману «Ромео» Нефедову, Марине «Пиво» Бабич, Денису «Хантеру», «Юджину», «Андреанелу», Сергею «Брюсу», «Сержанту», Николаю «Бороде» Старшинову, Толяну, «Трупу», Александру «Дохлому» Макушкину (CITRAMONs) и многим другим, а также - рок магазинам «Дохлая Рыб-ба», клубу «Castle Rock» и лично – Леониду Фридману и Алексею Старых, ну и, конечно же – «Камчатке» и лично – Сергею Фирсову, Анатолию Соколкову, Юрику из группы «Сумерки», «Ниязу» и Сергею Елгазину…
Большой привет всем тем, кто меня знает, особенно ребятам с Богословки – Николаю Орловскому, «Бахе», Оксане Печкобей и вообще всем-всем-всем…
Спасибо вам за дружбу, и за то, что вы помните и любите Виктора Цоя…

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2009-09-24 12:08:48 (soldat)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 5108
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Разное":

  • Памятник Виктору Цою в Питере
  • Ответ на протест от редакции программы "Битва экстрасенсов"
  • "Жестокая логика гибели Виктора Цоя"
  • Памятник Виктору Цою в Питере - подписной лист (часть 2)
  • Письмо протеста к каналу ТНТ
  • Фотореализм Виктора Цоя
  • Точка зрения на ситуацию с авторскими правами на творчество Виктора Цоя
  • Случайно найденное крео
  • Новости о памятнике_часть 2
  • Виктор Цой обидел Трахтенберга



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.037765 сек.