Тихо и незаметно прошла в Питере премьера фильма «Просто хочешь ты знать», посвященная Виктору Цою. Режиссер Олег Флянгольц был знаком с главным героем и дружил с его семьей, окружением.
Фильм получился интересным, но главное — в нем есть уникальные кадры. Съемка, где шестилетний Витя идет летом по проселочной дороге и грызет яблоко.
Подпольный фильм
— Этот фильм мы задумали еще с Марьяной (женой Цоя, она умерла в 2005 году. — Ред.). В какой-то момент Маня поняла, что со дня гибели Виктора прошло уже довольно много времени, но про него мало правдивого сняли. Мы решили, что это надо исправить. И когда был большой концерт в СКК, посвященный 40-летию Цоя, спонсоры предложили нам денег на клип. Но вместо клипа получился целый фильм.
— Почему о картине так мало слышно и премьера в Питере проходит только сейчас, хотя закончен он почти год назад?
— Фильм широко не тиражировался. Мы решили, что сам Виктор был «подпольщик», да и 80-е, о которых в картине идет речь, тоже «подпольные» времена, поэтому мы активно его не пропагандировали. Да и особую финансовую выгоду на этом кино делать не хочется. Я доволен, что «Просто хочешь ты знать» выпустили перед 45-летием Виктора и что фильм нравится людям. Меня больше волновало, чтобы он «пошел» в Питере, а не в Москве. Сын Виктора Саша договорился об официальной премьере в кинотеатре «Пик» на июнь.
Удивительная находка
— С Марьяной, имевшей жесткий характер, вы спорили по ходу работы?
— Нет-нет, и с ней, и с ее вторым мужем Рикошетом мы были как родственники. Хотя Цой жил в моей квартире как раз после того, как решил от Марьяны уйти.
— Какие кадры из вашего кино — раритет?
— Ранее не обнародовалась документальная съемка, сделанная в Киеве. И главное — кусочки из любительского фильма, где Цою всего шесть лет. С этими кадрами произошла какая-то мистика. Незадолго до того, как мы начали работу, кто-то привез их Марьяне. Съемка из далеких семидесятых, сделанная еще на пленке 8 мм. Мама Виктора была учителем физкультуры, и взяла маленького сына в поход, в который ходила со своими учениками. Кто-то из родителей это снял, о существовании записи много лет не знали, и вдруг она нашлась. Многие знакомые Виктора были удивлены. А хозяева пленки даже не захотели назваться. Если честно, в картине мне не хотелось повторять клише других. И показывать фотографии и песни, которые растиражированы. Я брал «черновой» материал, который, думали, никому не пригодится. И делал из него нечто. В фильме использованы архивные кино, фото- и видеоматериалы с участием Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Андрея «Свина» Панова и других музыкантов. Правда, когда я садился монтировать, сам не понимал, что получится.
Саша Цой — в восторге
— Б.Г., портрет которого в кино — крупным планом, этот фильм видел?
— Нет, он единственный не видел. Как и не принимал участия в концерте, посвященном 40-летию Цоя. А остальные — да. Кое-кто из «стариков» меня поправлял. Кстати, фильм уже своровали и вывесили в Интернете. Его смотрят иностранцы.
— Что поймут люди поколения next, которые не знают ничего про 80-е?
— А им не надо понимать. Пусть просто танцуют. Музыка-то хорошая!
— Среди похваливших фильм был сын Цоя?
— Саша сказал: маме бы понравилось!