На главную!
Вы знаете, я считаю, что если начать серьёзно относится к любому роду деятельности, то ничего хорошего не получится.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

БГ: Я никогда не пил “Potin”, потому что никогда не был в Ирландии


Михаил ГЛАДКОВ, 13.01.2010
“МОСКОВСКАЯ ПРАВДА” 25 января 1995

Осенью 1993 года на одном из своих концертов “Аквариум” несколько неожиданно спел целую обойму песен на английском языке, прежде неисполняемых, или исполняемых крайне редко. Именно запись этого концерта и послужила формальным поводом для встречи с Борисом Гребенщиковым. Дело в том, что сыгранные тогда группой песни оказались неразрывно связаны с ирландской музыкальной традицией и, соответственно, ее влиянием на “Аквариум”.

Что же такое “ирландская музыкальная традиция” и почему ее обсуждение представляет сейчас немалый интерес? Ниже на эти вопросы частично ответил сам Гребенщиков, но прежде нам хотелось бы внести несколько дополнений.

Во-первых, ирландская народная музыка оказала довольно существенное воздействие на рок-музыку, причем не только западную, но и на отечественную. Из наших групп это влияние больше всего испытали на себе “Аквариум”, “Адо”, “Выход”, “Трилистник” и “Тамбурин”. Этот список можно продолжать и продолжать.

Во-вторых, большинство ирландских музыкантов поют как на английском, так и на древнем кельтском языке. Язык этот называется гэльский, и, пожалуй, сочетание его с древними мелодиями дает что-то совершенно удивительное по красоте звучания и обостряет чувство восприятия окружающего мира.

И, в-третьих, в ирландской культуре, одной из самых древних в Европе, нельзя провести строгую границу между литературой и музыкой. Они зачастую переплетаются самым причудливым узором, и не случайно многие музыканты и писатели других стран использовали в своем творчестве темы из ирландского эпоса.

Ну вот, собственно, и все. Теперь - само интервью.

- Хорошо известно, что ирландская музыкальная традиция оказала на “Аквариум” значительное влияние...

- В общем достаточно сильное, поскольку это единственная, на мой взгляд, традиция в Европе, сохранившаяся и не менявшаяся за последние несколько веков.

- С чего это все началось? Когда ты впервые заинтересовался ирландской темой?

- Честно говоря, после Толкиена... Когда я прочитал “Властелина колец”, мне пришлось столкнуться с группой “Steeleye Span”. Она была не ирландская, а английская, и я был поражен тем, что я вдруг услышал что-то совсем настоящее... По-моему, с Толкиеном это очень сильно соприкасается и является прототипом того, о чем он пишет. Я тогда очень заинтересовался подобной музыкой и начал ее собирать. Потом выяснилось, что ирландская музыка, не менее, а может быть, даже более аутентична - по крайней мере инструментальная. Так началась долгая, почти 15-летняя эпопея исследования ирландской магии, которая, по правде говоря, не кончилась и по сей день.

- В связи с этим возникает следующий вопрос: несмотря на великое множество исполнителей ирландской музыки, какие из них самые любимые?

- Самые близкие для меня -это скорее всего “Silly Wizard”. Это не только моя, но и как бы всего “Аквариума” самая любимая группа. Из инструментальных, конечно, “Chieftains”, а из англичан те же самые “Steeleye Span” и лично Maddy Prior. С другой стороны, очень много каких-то групп, появляющихся и исчезающих. Но вот эти, перечисленные мной, самые любимые.

- А насколько тебе интересна обожаемая Курехиным группа “Tirnanog”?

- “Tirnanog” все-таки чуть-чуть мрачноваты, хотя при этом замечательно аутентичны. Недаром я лет двадцать искал их пластинки и только год назад нашел наконец одну. Но они мне менее интересны, чем совсем аутентичные люди.

- Итак, в двух словах - что же для тебя ирландская музыка?
- У Толкиена есть замечательное место, кажется, в “Сильмариллионе”, когда передовой отряд людей перевалил через горы и появился там, где эльфы еще существовали. Они там стояли лагерем и почти все уснули. И тогда кто-то из высоких эльфов - Королей, вышел к ним, сел посреди лагеря и начал играть и петь. И все люди проснулись, полностью охренев от всего этого, не зная, во сне это происходит или наяву. Они были просто поражены и зачарованы. Для меня в этом эпизоде и есть суть ирландской музыки. Потому что инструментальная ирландская мелодичность ближе всего к той музыке, которая из известных мне подходит к этому ощущению.

- Это не случайно, что многие концерты “Аквариума” заканчиваются ирландской музыкой и зрители уходят из зала под мелодии “Clannad” или “Епуа”...

- Честно говоря, это происходило не по моему велению. Хотя если такое случилось, то хорошо. Чем больше народу ее услышит -тем лучше. А вообще это хорошая идея, я, может быть, даже так и поступлю. Спасибо.

- Что ты думаешь насчет явной схожести бурятской музыкальной культуры (например, горловое пение) и ирландской?

- Для меня они не схожи совсем, хотя я слышал образцы, скажем, китайской народной музыки, которая удивительно точно совпадает с ирландцами. Очень точно, включая похожие тембры инструментов.

- Культура друидов очень схожа с буддизмом, потому что там и там один и тот же закон перевоплощения, закон кармы, не так ли?

- Ну по тому, что нам известно о культуре друидов, если так это называть, там существовали схожести, которые не исчерпываются этим, а идут гораздо дальше. Поэтому, собственно, это и интересно, хотя боюсь, что мы толком о друидах сейчас мало что можем узнать... Потому что последние легальные друиды были все-таки уничтожены в XVIU веке. Вот и то, что у нас появилось в XX веке, то, что мы сейчас имеем в виду под современными друидами, непонятно откуда взялось. И правда ли это или театр - неизвестно... Я боюсь что-либо сказать по этому поводу. Конечно, хочется, чтобы все это было...

- Борис, а теперь, может быть, очень стандартный вопрос. Как ты относишься к ирландским напиткам?

- Я люблю пиво “Guinness”, неплохо отношусь к ирландскому виски, хотя при этом считаю, что шотландское виски все-таки лучше.

- А вот есть такой коренной ирландский напиток) “Potin” называется, это нечто среднее между самогоном и водкой.

- Я никогда его не пил, ведь до Ирландии мне так и не случилось доехать...
источник

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-01-13 10:57:22 (PECHAL)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 1838
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.011452 сек.