На главную!
Любящие и созидающие — вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Мы вышли из кино


Рашид Нугманов, 11.10.2002
Интервью газете "Эпоха" о Викторе Цое

Рашид Нугманов и Виктор Цой, осень 1987 г.Рашид Нугманов: До сих пор не могу поверить, что его нет.

Мы вышли из кино,
Мы вышли из кино,
Ты хочешь там остаться,
Но сон твой нарушен.

В.Цой “Фильмы”.


Группа КИНО самая легендарная и любимая группа в советском и постсоветском роке. Ветеран русского рока Борис Гребенщиков сказал о ней: “Как мне кажется, КИНО у нас, пожалуй, единственная группа из тех, что я видел, которая была действительно группой в настоящем понимании этого слова. То есть люди, вместе делающие одно и то же дело и держащиеся эстетики того, что они делают, и на сцене, и в жизни”. Но когда мы слышим студийные записи, или смотрим архивные концерты группы, всегда выходит образ одного человека Виктора Цоя. Вот уже 12 лет как Виктора Цоя нет в живых. Человек, которого при жизни любили миллионы, а после смерти ставший настоящей Легендой, героем поколения. Последний герой и романтик умер молодым. Он остался жив в наших сердцах, благодаря песням, которые слушают не меньше, чем 15 лет назад. Жив он ещё и потому, что образ его запечатлён в кинематографе.

С участием Виктора Цоя снято несколько кинолент. Среди, которых РОК Алексея Учителя, “Асса” Сергея Соловьёва и естественно “Игла” казахстанского кинорежиссёра Рашида Нугманова. После “Иглы” - Виктора Цоя признают лучшим актером года, а картина номинируется не только в отечественных кинофестивалях, но и за рубежом в Германии, Колумбии, США. Рашида Нугманова и Виктора Цоя связывали не деловые отношения, а дружба. Виктор Цой и Рашид Нугманов не только встречались на съёмочной площадке, но и тусовались дни и ночи напролёт в ленинградском андеграунде, гостили друг у друга. Нугманов в тогдашнем Ленинграде, Цой в тогдашней Алма-Ате, вели многочасовые беседы на кухне.

Спустя 12 лет Рашид Нугманов вспоминает: “Ни у Цоя, ни у меня никакой высшей идеи не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли)”.

Tima Altrueast: Как вы познакомились с Виктором?

Рашид Нугманов: Через Костю Кинчева (лидер знаменитой русской рок группы “Алиса”). А с Костей в Москве познакомил оператор Леша Михайлов, осенью 85-го.

С Костей мы обсуждали проект будущего фильма. Вроде приглянулись друг другу, и он дал добро на свое участие. Тогда он еще не снимался во “Взломщике” (провальный фильм эпохи перестройки), и на кино был не обломан. Мы, кстати, вместе с ним, Сашей Башлачевым (культовый рок-бард, трагически погиб в 24 года) и Славой Задерием обсуждали и другие сценарии, вернее, какие-то отрывочные эпизоды и образа. Я стал часто ездить в Питер, где познакомился с БГ(Борис Гребенщиков, группа “Аквариум”) просто пришел к нему домой и познакомился. Стали и с ним толковать про то, про сё, и включая и мой проект. Через несколько встреч БГ тоже дал добро. Потом зима подошла к концу, и в очередную мою поездку в Питер Костя позвонил Цою и договорился о встрече со мной. Порекомендовал, мол, парень свой. Встретились у метро Владимирская. Витя пришел с Каспаряном (гитарист группы Кино). Оба в черных пальто до пят, черные волосы, неоромантики. Пошли пешочком в рок-клуб на Рубинштейна 13, и я им по пути рассказал про Короля Брода (фольклорный персонаж послевоенной Алма-Аты). После этой встречи мы стали с ним много видеться, и по приездам в Питер я часто у него с Марианной на проспекте Ветеранов останавливался.

T.A.: Вы задействовали Цоя в некоторых своих кино-проектах, как с ним работалось?

Р.Н.: Я никогда не работал с ним в полном смысле этого слова. Мы просто жили, и кино было частью жизни. А жилось легко и приятно.

T.A.: Как вы думаете, менталитет, характер, творчество Цоя тяготело к западному или восточному?

Р.Н.: Это была гармоничная смесь. Я бы сказал, глазами он любил все дальневосточное: стихи, нецке (японская миниатюрная скульптура), боевые искусства, графику. А ушами западное, в его музыке восточных влияний не нахожу.

T.A.: Кто автор уже легендарной фразы “Одни люди сидят на трубах, а другим нужны деньги?”

Р.Н.: Я. Придумал на ходу, во время съемок в подвале. Цою фраза понравилась, и он тут же повторил её перед камерой, слово в слово.

T.A.: Благодаря Вам Виктор Цой долгое время находился в Алма-Ате и, судя по кадрам Иглы побывал и в степях Казахстана (особенно незабываемые кадры, где герои живут в казахской мазанке). Как он ленинградец относился к Алма-Ате, Казахстану, его обитателям?

Р.Н.: Цой в детстве несколько раз бывал в Казахстане, в Кызыл-Орде, откуда родом все его родственники по отцу, там и степей насмотрелся. Но Алма-Ату раньше не видел. Город он принял сразу и чувствовал себя вполне комфортабельно и уютно. Да и как иначе в Алма-Ате? В гостинице, правда, наотрез отказался жить и несколько месяцев прожил у нас с братом. Он и Новый Год с 87-го на 88-й встретил у нас мы, всё ждали настоящего ночного снегопада на Тулебайке, чтобы финальный эпизод снять.

T.A.: Недавно слышал, что “Звезда по имени Солнце” и “Место для шага вперёд” написаны Цоем под воздействием Алма-Аты. Как вы думаете, правда ли это и как вообще воздействовала Алма-Ата на творчество Цоя?

Р.Н.: Про воздействие лучше всего он сам бы ответил. Если бы ответил вообще. Но могу совершенно точно сказать, что и “Звезду”, и “Белые дни” (т.е. “Место для шага вперёд”) написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре.

T.A.: Как Вы считает смог ли Цой писать песни и музыку сегодня, при современном шоу-бизнесе?

Р.Н.: Музыку писать, думаю, смог бы, и успешно. Не люблю говорить в сослагательном наклонении, но все же, по моему мнению, Цой из всех своих современников-рокеров был единственным, способным эволюционировать и добиться успеха на международной арене (пусть в скромных масштабах) то, что не получилось у БГ, например, или, чем не захотел заниматься Петя Мамонов. В современном же российском шоу-бизнесе, наверное, держался бы особняком, своей планетой с армией своих поклонников. К тому же наверняка занимался бы не только музыкой, но и живописью, которую не бросал, и, безусловно, много снимался бы в кино.

Возможно, мы увидели бы и другие неожиданные стороны его личности. Он был вполне универсальным человеком, с ярко выраженным талантом во многих сферах.

T.A.: После Иглы Вы планировали с Цоем еще одну киноленту, так ли это?

Р.Н.: Да, и не одну. Ему было много предложений после Иглы, но он все отклонял, а мне сказал, что будет сниматься только у меня. Я вел проект для него со знаменитым американским продюсером Эдом Прессманом, которому приглянулась Игла и мы с Цоем персонально. Сценарий писал вместе с Биллом Гибсоном (отец киберпанка, направления в западной контр-культуре) и Джеком Уомаком. Параллельно работали над советским проектом “Короля Брода”, правда, отложил, даже не знаю сам, почему. Готовили сценарий “Дети Солнца” для всей группы Кино. Цой очень торопил со съемками. Финансовый договор имелся с казахской стороны. 21 августа у нас с ним была назначена встреча на Мосфильме с Соловьевским “Кругом”, который был заинтересован в участии. Но Цой не доехал, как вы знаете. Этот проект потом стал “Диким Востоком”, уже без Кино и без Цоя, изменил тон с иронического триллера на глумливый вестерн и был перенесен с улиц и окраин Питера на южный берег Иссык-Куля, с ребятами, которые потом стали “Текиладжазом” (популярная рок-группа, возникшая после распада панк – группы “Объект насмешек”).

T.A.: Расскажите, пожалуйста, о всемирном турне Кино, о котором Вы писали в своих воспоминаниях о Цое.

Р.Н.: Этот тур предложила японская компания Amuse Corporation . Их внимание к нам привлекла нью-йоркский агент Кики Мийаке, увидевшая фильм в Торонто осенью 89-го. В январе 90-го “Йя-Хху” и “Иглу” пригласили на американский кинофестиваль Sundance, куда и они подъехали вместе с Кики. Там они нам предложили влить деньги в кинопроект с Прессманом, а также мировое турне группы Кино в паре с японской Southern Stars , менеджерами которой являлись. Они затем приехали к Цою и Кино в Питер, надарили им всякой портативной аппаратуры по моему совету, а где-то в марте Цой нанес ответный визит в Японию. Я с ним поехать не смог, поскольку был в это время в Америке по поводу фильма. С Виктором в Японию съездила Джоанна Стингрей (американка, рокерша, продюссер нашумевшего альбома “Красная Волна”, внесла большой вклад в популяризацию пост-советских групп на интернациональной рок-сцене). Вернулись они воодушевленные. Впечатляло обеспечение предстоящих гастролей, и в техническом смысле, и в смысле паблисити. Цой смог бы впервые развернуться на полную катушку, и это его возбуждало.

T.A.: Самый незабываемый эпизод или событие, которое у Вас связано с Виктором?

Р.Н.: Когда вместе прожит не один день, самых незабываемых эпизодов не назовешь, столько их много. Всякий раз, когда задают подобный вопрос, в голову приходит что-то разное, в зависимости от ситуации, причем чаще всего глупости. Ну вот, сейчас рассказал про Амьюз и Прессмана, и тут же навязчиво встает эпизод с вечеринки, которую мы устроили в нашем доме на фестивале. Народу полно, Цой в приподнятом настроении: накануне с аншлагом прошел фильм, после которого они с Каспаряном отыграли живьем несколько песен, только что Амьюз сделал предложение. Цой подходит и говорит с широкой улыбкой: “Долбить мой лысый череп!” Мы хохочем. Прессман сидит в кресле неподалеку и спрашивает: “Что это значит?” Цой баском, с выразительной гримасой переводит: “Fuck my bold scull!” . Мы заходимся, это почти истерика. Один Прессман кисловато реагирует, улыбка ненастоящая, да японцы непроницаемы, но им как бы и положено японцы. Джоанна со стороны жестикулирует, мол, посмотрите на его лысину, идиоты. И, правда, Эд почти лысый. Наш хохот скисает. Но Цой моментально находится: “I didn t mean yours” ["Я не имел в виду ваш" - прим КУБа]. Тут уже и Эд расхохотался, да, кажется, и японцы его поддержали. Из вежливости, наверное.

T.A.: Кто же всё-таки, по-вашему, Виктор Цой последний герой, романтик, Мистер Икс или кто-то ещё?

Р.Н.: Цой это Цой, и никто другой.

T.A.: Вот уже несколько лет как Виктор Цой ушел из жизни. Что вы чувствуете спустя столько лет?

Р.Н.: До сих пор не могу поверить, что его нет. Кажется, сейчас позвонит и скажет: Привет, давненько не виделись. Как ты?


Tima Altrueast (сетевой писатель)

Опубликовано в республиканском общественно - политическом еженедельнике "Эпоха" № 11 за 11 октября 2002

На фото: Рашид Нугманов и Виктор Цой во время съемок "Иглы", осень 1987, г. Алма-Ата

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2006-02-26 19:04:01 (RN)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 5479
Комментариев: 3
Версия для печати | Форумная версия

damer
27 Feb 2006, 10:10

Интервью составлено из вопросов и ответов с сайта. Рашид, а у Вас брали разрешение на эту публикацию?


RN
28 Feb 2006, 01:01

Ответ нику damer (Андрей Степанов (Дамер)) (2006-02-27 10:10):

Да.


promotay
9 Jul 2011, 17:26

Вот всё-таки с отношением к теме заграничных гастролей он как-то юлил:в союзе в интервью(напр.до 16 и старше или видеоинтервью в Мурманске)говорил,что не хочет быть клоуном,там в русский рок не втыкаются-слов то не понимают.А здесь я так чётко эту сцену представил-буржуи обступили Цоя и суют ему контракты,а он,пробежав по ним глазами,поворачивается к своим близким и с такой улыбочкой говорить:#### мой лысый череп! (здесь-"долбить"у Рашида,ну,мы всё поняли).Но потом надо успокоится,придти в себя,и всех послать.....Да!



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.016296 сек.