На главную!
Чтобы ненавидеть, надо знать человека. Чтобы любить, это необязательно.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

“Фамилия Цой меня сильно раздражала”


Сергей Соловьев, 14.08.2010
Начиная съемки фильма “Асса” в раннеперестроечном 1986 году, режиссер Сергей Соловьев поставил Виктору Цою одно условие: попридержать новую песню “Перемен!” с годик, пока фильм не выйдет в прокат. Рок-музыкант рассмеялся в лицо титулованному советскому кинорежиссеру. Вы, говорит, хоть и чушь сейчас несете, но годик я, конечно, потерплю. Цой был абсолютно уверен, что ни через годик, ни через два, ни в “Ассе”, ни в “шмассе” его песен никто выпустить не позволит.

В верхах уже объявили перестройку, но цензура еще свирепствовала, и весь рок, которым Сергей Соловьев так отважно решил раскрасить свой авантюрный “остросоциальный” кинопроект, находился еще в глубоком заточении без всяких видов на скорое УДО, включая и “Аквариум”, и Африку, и “Браво”, и то же “Кино”.

Но цоевская “Перемен!”, еще не выйдя в массы, оказалась пророческой, а позже — и подлинным гимном поколения, во снах и наяву мечтавшего сокрушить опостылевшую систему.


Ветер перемен, хоть и с переменной скоростью, через год все-таки надул громкую премьеру “Ассы”. Растянувшийся на месяц хеппенинг с кинопоказами-концертами в ДК МЭЛЗ на Яузе, толпы молодежи, жгущей ночами костры в очередях за билетами, напуганные партийно-комсомольские органы, грозившие каждый день “решительно пресечь вакханалию и идеологическую диверсию”. “До самого конца мы сидели, как в осажденном доте, — вспоминает г-н Соловьев, — отбиваемся из пулемета и немножко поем, опять отбиваемся и поем, и так — по кругу. Кайфа я тогда не поймал никакого”.


С “Ассы” началась “легализация” русского рока. После этой премьеры запреты стали рушиться как костяшки домино. Герои самопальных магнитоальбомов начали выпускать легальные записи, их осторожно, а потом и на всю катушку стали крутить по радио и ТВ, а Виктор Цой и группа “Кино” за пару лет выросли из полуподпольной группы Ленинградского рок-клуба в “лучшую советскую рок-группу”, единственную, что собрала 70 тысяч зрителей в гигантской чаше Большой арены “Лужников” 24 июня 1990 года на празднике “МК”. Это была кульминация их карьеры и последний концерт в Москве перед гибелью Виктора Цоя.


Спустя почти 25 лет после “Ассы” Сергей Соловьев снял картину “Одноклассники”, в которой история совершила дидактическую спираль и неожиданно вернулась к Цою.

“ЗД” встретилась с прославленным режиссером, жизнь и работа которого стали также частью Витиной судьбы. Из беседы с Сергеем Александровичем я убрал все вопросы, ибо излишне прерывать его бесценные воспоминания и эмоциональный рассказ.

Артур Гаспарян


Гамлетовский призрак


Мне самому непонятно, почему появился Цой в фильме “Одноклассники”. В изначальном сценарии Цой отсутствовал. А в итоге опять стал одним из главных героев картины, правда, теперь в качестве “тени отца Гамлета”. В Питере мы остановились в гостинице напротив зоопарка, где жили и во время съемок “Анны Карениной”. Мне позвонил Сергей Шнуров, поприветствовал, а я говорю: живу, вот, напротив зоопарка. Он в ответ: а что, в сам зоопарк не пустили? Мы посмеялись. А потом в разговоре выяснилось, что буквально за углом — знаменитая Камчатка. Мама дорогая! Я в этой кочегарке был еще при Вите, но географически не очень хорошо помнил, где это. Пошли. Посреди двора, разукрашенного Витиными портретами, надписями “Цой жив! Цой будет жить!” (как про Ленина), стояли два типа, которых даже маргиналами назвать было бы весьма благородно. Просто два человека прямо из помойки, ширинки расстегнуты, пиджаки смяты. Все как надо. Они сразу попросили сфотографироваться — это же теперь модно. Спрашивают: “Вы и вправду с Цоем были знакомы?” “Вправду”, — говорю. Мы сфотографировались, и я тоже не выдержал, спросил: “Ребята, ну а вы-то кто?” “Как кто? Поклонники Цоя!” — не моргая, ответили они. Меня так удивил этот термин — “поклонники” — и их образ. Пустой двор, Камчатка еще закрыта, и там вот прогуливаются два таких поклонника. В этом было что-то сюрреалистичное. У меня закралась мысль, что было бы жалко не использовать ситуацию, коль рядом с нами эта самая Камчатка. Приехал Миша Ефремов, мы пошли туда и сняли большой эпизод, где он просто говорит о Цое, поет его репертуар, и все это было так удивительно уместно, хотя и не было записано в сценарии. Так что никакой приуроченности к сегодняшней печальной дате, обдуманности в этом не было. Толчок дали те самые поклонники Цоя — маргиналы.


А вас, кореец, я не попрошу остаться…


С творчеством Цоя меня очень всерьез знакомил Африка (Сергей Бугаев). Он приезжал на съемки “Ассы” всегда с кассетой и говорил: “Вот, Витя записал новую песню, сейчас послушаем”. А Паша Лебешев, оператор нашей картины, каждый раз громко возмущался, кричал: “Я под это есть не могу!” И мы с Африкой уходили за угол, и он мне давал слушать. Именно в те времена были написаны практически все песни “Черного альбома”. Но и в “Ассе” поначалу Виктор Цой не то что не предполагался, а я его изначально просто выгнал. Замечательная история!


Когда я познакомился с Африкой и задумал “Ассу”, я попросил найти мне какую-нибудь группу. Тогда я еще ничего толком не понимал (в молодежной субкультуре. — Прим. “ЗД”), я был очень взрослый и очень серый. Известный советский кинорежиссер, лауреат государственных премий. Считал, что дома можно слушать только Малера, и я его слушал. А вот это (рок и т.д.) я не то что не понимал, а вообще об этом ничего не знал.


И прошу я, значит, Африку привести мне какую-нибудь группу. Он говорит: самых лучших приведу. Я объясняю: мне все равно — лучшие, худшие, я по лицам будут выбирать. И он привел мне на “Мосфильм” всю группу “Кино” в мое кино. Я им объясняю: вы, ребята, не обижайтесь, но кино — дело такое темное, я сейчас на вас посмотрю и по лицам выберу. Они на меня, конечно, посмотрели с большим подозрением: мол, как это, ИХ — “по лицам” выберут?! Мне “Густав” (Георгий Гурьянов) очень понравился. А мимо Вити Цоя несколько раз прошел и сказал в итоге: “А вам не надо, спасибо”.
Африка меня тихо позвал в коридор и заговорщически начал нашептывать: “Вот этот кореец — это же Цой!” Я не понимаю: “Какая мне разница, какая у него фамилия?! Я же не по фамилиям, не по музыке и не по вокальным данным выбираю, а по физиономиям! Я же это объяснил! Зачем мне кореец, Африка?..” Он на меня, конечно, посмотрел как на безумца.


Из грязи — к князю


На следующий день мы с Африкой поехали в Ленинград, и он мне говорит: “Пойдем послушаем”. “Кого?” — спрашиваю. “Корейца” — он не стал говорить — Цоя, потому как знал, что меня эта фамилия страшно раздражает. И тут я включился в странную историю: мы бегали полночи из одного ДК в другой (клубов в нынешнем понимании тогда не было, а были “очаги советской рабоче-крестьянской культуры” — т.н. дома и дворцы культуры. — Прим. “ЗД”), а Цой таинственно перемещался на машинах, потому что его не пускали то в один ДК, то в другой.


Я вдруг увидел себя со стороны в толпе каких-то безумных идиотов, которые бегут по городу, по лужам, все разбрызгивая, в дерьме, в грязи, от одного дворца культуры к другому, чтобы только попасть на концерт какого-то корейца! И подумал: не ущипнуть ли мне себя? Наконец мы оказались в немыслимой развалюхе — грязной, пыльной, с разломанными сиденьями. Люди спотыкались, падали, толпились, взбирались на эти сиденья, плотно забив собой все пространство у сцены. В зале стоял невообразимый гул. И тут начался… совершенно изумительный концерт Вити, на котором мы уже и познакомились по-человечески.


К тому времени я был уже очень взрослый и очень трудновоспитуемый человек. Процесс моего художественного развития по подвалам происходил только в силу исключительной творческой мощи произведений, на которые я там наталкивался. Можно было сколько угодно бить меня по голове палкой и говорить, например, что Цой — это Цой, мне это было до лампочки. Но когда я попал на этот странный концерт и услышал Цоя, я совершенно обалдел. Я подошел к нему и говорю: “Вить, давай, это, договор заключим…”


Тайна Востока


Витя был очень закрытый, очень недоверчивый, очень неразговорчивый человек. Как-то я снимал картину в Японии (“Мелодии белой ночи”. — Прим. “ЗД”), и один умный японовед сказал мне: “Вы там полтора года проживете с ними, но так и не поймете, кто из них кто — кто хороший, кто плохой, кто вам друг, а кто враг, — ничего не поймете”. Так и было…


С Витей я довольно долго и много общался, не так, правда, как с Африкой, Курехиным или БГ, но тоже абсолютно ничего так и не понял. Какой он был, я по-прежнему не знаю. Он был настоящий восточный человек. Похож на ацтекскую скульптуру, очень загадочную и величественную. Такие скульптуры ваял Модильяни, и к портрету Анны Андреевны Ахматовой он бы добавил совершенно грандиозный мужской образ, если бы они могли встретиться.


Чем больше я слушаю Цоя (а временами бывает на то охота), тем больше до меня доходит что-то. Чем больше до меня доходит и чем больше я слушаю, тем больше я понимаю, что он большой, серьезный и уникальный русский поэт. Музыкальный поэт. Такой же, пожалуй, как и Мандельштам. С годами он становится для меня менее загадочным, чем был при жизни, но значительно более величественным и большим, чего я при его жизни, скажу честно, вообще не понимал.


Почти такая же история была у меня с Володей Высоцким. Я с ним познакомился, когда он не написал еще никаких своих песен. Его одноклассники поступили со мной в Институт кинематографии, он пришел поздравить своих товарищей, и мы по этому случаю выпили бутылку водки, причем я пил водку в первый раз. Потом мы приятельствовали, и кто-то мне сказал, что он играет и поет, но у меня это никак не вязалось с образом Володи, с которым мы тырили стакан в отделе соков продмага, потому что купили бутылку, а стакана не было. Он отвлекал продавщицу, а я тырил. И даже услышав потом песни Володи, я долгое время ничего не понимал. “Если друг оказался вдруг…” — да, мило, но тогда у нас был Окуджава кумир! А с Высоцким мы стакан тырили. Сейчас я понимаю, что он огромнейший поэт. До меня это дошло спустя много лет. И с Витей Цоем похожая история.


Киноман из дурдома


Зато при жизни Вити по странному стечению обстоятельств я неожиданно почувствовал в нем тайного киномана. Во время съемок “Ассы”, уже после того как я забраковал, а потом разбраковал кандидатуру Цоя, я вдруг вспомнил то, чего не вспомнил во время “смотрин” на “Мосфильме”. Оказывается, я не только видел Цоя раньше, но и имел достаточно лестное мнение о его “киногенических” данных. Рашид Нугманов (будущий режиссер “Иглы”, где Цой сыграл главную роль. — Прим. “ЗД”) учился у меня на казахском курсе во ВГИКе и стал проситься в Ленинград на съемки курсовой работы. “Что за необходимость такая?” — возмущался я, потому что надо было оплачивать командировку и весь курс остался бы без денег. А он говорит: “Там в одном подвале есть кореец, он кидает лопатой уголь в топку и поет песни в своей кочегарке”. Я ему говорю: “Наверняка в Москве можно найти до фига корейцев, которые кидают уголь лопатой в подвалах и чего-то при этом поют”. Он посмотрел на меня как на придурка, тайно уехал в Питер и показал мне потом материал (короткометражка “Йя-хха!”, снятая с оператором Алексеем Михайловым, стала в 1986 г. громкой сенсацией нарождавшегося неформального кино. — Прим. “ЗД”). Тогда я впервые и увидел Цоя, и он поразил меня исключительной артистической фактурой личности, когда кидал этот уголек и чего-то напевал там под гитарку. Как в Жане Габене чувствовалась природная мощь артистизма, когда он просто стоит, руки в карманах, ничего не делает, а вокруг сияет колоссальная артистическая аура. Вот это я увидел у Цоя в фильме Рашида — и благополучно об этом забыл, когда Африка привел Витю на “Мосфильм”. И что было очень трогательно — потом, после “Ассы”, Витя стал ходить к нам во ВГИК на лекции, а я сказал Рашиду: “Держись за него двумя руками”. И у них вышел прекрасный тандем, они подружились. Еще до “Иглы” сделали постановку у нас на курсе “Отцов и детей” по Тургеневу. Как сказали бы сейчас — арт-хаусная версия. По сути это был форменный дурдом, но это был завораживающий дурдом, а Витя играл там Базарова совершенно грандиозно. При этом он не шевелил практически ни единой мышцей лица, и это производило совершенно завораживающее впечатление.


Лучше клоп, чем конформист


Не могу сказать, что после “Ассы” я как-то особо проникся к русскому року, но все-таки какие-то связи возникли. Я много слушал Борю Гребенщикова, мы очень дружили с Сергеем Курехиным, он меня образовывал как мог, мы много разговаривали о “Поп-механиках”, потом я их смотрел, потом он писал музыку к “Трем сестрам” у меня. Мы стали действительно очень близки, хотя ни разу в жизни я не пытался примазаться к их художественным достижениям, хотя кто-то и говорил, что Соловьев на старости лет, мол, присосался как клоп к Ленинградскому рок-клубу. Но я был очень восхищенный “клоп”, потому как считаю, что эта полоса питерского рока, к которой принадлежит и Витя Цой, дала белому свету некоторое количество абсолютных шедевров. Вся сила Вити, Бори Гребенщикова, Сережи Курехина, Тимура Новикова, Африки не в том, что они были “рок”, а в том, что этот рок состоял из художественных индивидуальностей исключительной силы и мощи.


С тех пор что-то произошло с художественной генетикой нации. Шедевров больше не рождает не только рок-тусовка. На наших глазах авангардное искусство вдруг превратилось в соцреализм нового времени, а многие из современных авангардистов напоминают мне удачливых приспособленцев-комсомольцев, довольных своей жизнью. Процветает конформизм. Это размывает волю и порождает творческое бесплодие. Нет ни нового Тарковского, ни нового Тимура Новикова, в конце концов, ни нового Цоя.


Я не знаю, что было бы с Витей, если бы он на том повороте под Ригой обманул смерть. Конечно, хорошо было бы увидеть сейчас его, убеленного сединой на висках… Но можно ли представить старенького Пушкина, прогуливающегося с тросточкой по Летнему саду? Ерунда какая-то. Это — рок. Хотя я до сих пор не могу представить, что нет и Сережи Курехина, и не будет уже никогда большого цикла русских опер, которые он задумал для Большого театра, и этого уже никто не напишет…


Витя Цой был феноменально жизнеспособен. Возможно, он был бы связан сейчас больше не с рок-музыкой, а с кино — не зря ведь он именно так и назвал свою группу: “Кино”.
Mk

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-08-14 16:39:18 (erika)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 3620
Комментариев: 16
Версия для печати | Форумная версия

polina25
22 Jan 2012, 17:40



И что было очень трогательно — потом, после “Ассы”, Витя стал ходить к нам во ВГИК на лекции, а я сказал Рашиду: “Держись за него двумя руками”. И у них вышел прекрасный тандем, они подружились. Еще до “Иглы” сделали постановку у нас на курсе “Отцов и детей” по Тургеневу. Как сказали бы сейчас — арт-хаусная версия. По сути это был форменный дурдом, но это был завораживающий дурдом, а Витя играл там Базарова совершенно грандиозно. При этом он не шевелил практически ни единой мышцей лица, и это производило совершенно завораживающее впечатление.


А случайно видео-записи этого действия не осталось?
Цой-Базаров,хотелось бы на это посмотреть.)
Хотя понимаю,что скорее всего шансов нет,но мало ли:)


marry
22 Jan 2012, 19:23

Да,любопытно)))


polina25
22 Jan 2012, 23:37

Ответ нику marry (Marry) (2012-01-22 19:23):

Может Рашид как-то поможет в этом вопросе.)
Если не видео,то хоть фото какие то остались..
Эх,было бы здорово.)
Хотя понимаю,что это скорее всего мечтой и останется.


RN
2 Feb 2012, 22:26

Ответ нику polina25 (2012-01-22 23:37):

М-да, Полина... одним предложением статью не откомментировать, столько в ней, мягко говоря, неточностей. Поправлять, так поправлять. Я с любовью и бесконечной благодарностью отношусь к Соловьеву, который принял меня во ВГИК и помог найти себя как режиссера в рекордно короткие сроки. Нижеприведенные комментарии никак не относятся к чувствам, субъективным оценкам или к желанию ущипнуть мэтра (хотя ущипнуть порой не мешало бы, любя ... :wink: ) Просто факты, сухие и скучные, истины ради:

С творчеством Цоя меня очень всерьез знакомил Африка (Сергей Бугаев). Он приезжал на съемки “Ассы” всегда с кассетой и говорил: “Вот, Витя записал новую песню, сейчас послушаем”.

Ну, может быть, и действительно Африка как-то всерьез пронял Соловьева, но с творчеством Цоя он впервые (и потом неоднократно) знакомился задолго до съемок Ассы. Сначала на моей постановке "Маленькие Голландцы" весной 1985 года, которая шла под песни Аквариума и Кино. После этой постановки, в которой он впервые увидел на сцене реальных представителей "альтернативной культуры" в качестве актеров (не Цоя, а просто реальных тусовщиков), он очень увлекся этой самой культурой, и я снабдил его всеми альбомами "Аквариума", "Кино" и "Зоопарка" на компакт-кассетах.

Следующий этап знакомства пошел сначала на утверждении запуска в производство и в подготовительном периоде фильма "Йя-Хха" осенью 1985 года, а потом на регулярных просмотрах уже отснятого материала весной-летом 1986 года, опять же до съемок "Ассы". Это был первый материал, отснятый студентом его мастерской, и он проводил много обсуждений с разборами сцен и рекомендациями для будущего монтажа - в качестве наглядного пособия. Правда, в конце концов все свелось к простой формуле: "Рашид, монтируй как сам чувствуешь материал." Что я и сделал, разумеется. Именно тогда он не только услышал, но и увидел Цоя на экране.

Параллельно у него появился сценарий Ливнева под названием "Здравствуй, мальчик Бананан", по небезызвестной песне Чернавского/Матецкого, и он дал мне его почитать. Я, разумеется, моментально стал ему советовать иную эстетику, которую отчасти он уже слышал, видел на сцене и на экране. Эта эстетика не московская, а питерская. Он приехал в Ленинград и познакомился сначала с Гребенщиковым, а потом уже с Африкой, который, разумеется, взял Соловьева под узцы. В августе я познакомил Соловьева с СашБашем, рекомендовав его на главную роль. Соловьева впечатлили его песни, но оттолкнул "золотой зуб", да и некая трагичность, несовместимая со сложившимся уже в его голове фарсово-фестивальными нюансами будущей картины. Да, СашБаш не ассовский персонаж, и картина получилась бы совершенной иной. Наверное, не соловьевской. А Африка полностью вписывался в его концепт и был настолько напорист, что буквально сразил Соловьева своим не терпящим возражения: "Бананана должен играть я!" Сразу оговорюсь, что свидетелем данного заявления я не являюсь, а передаю то, что говорили все наши друзья, включая Цоя, и сам Африка того не отрицал, на моей памяти.

Именно в те времена были написаны практически все песни “Черного альбома”.

Здесь комментарии излишни. В 1986-ом до "Черного альбома" было еще долгих четыре года. Даже если Виктор сочинил "Когда твоя девушка больна" и "Следи за собой" раньше, едва ли Соловьев мог их слышать в записи, я уже не говорю об остальных треках.

Но и в “Ассе” поначалу Виктор Цой не то что не предполагался, а я его изначально просто выгнал. Замечательная история!

Не могу себе представить, чтобы Соловьев выгнал Цоя, а тот потом опять влез к нему. Совершенно другой человек Виктор, он никогда бы не вернулся туда, откуда его выгнали. Могу засвидетельствовать, что Соловьев благоговел перед Цоем. Какое там "выгнал"... Наверняка сказано для красного словца, ведь Соловьев великолепный, захватывающий рассказчик, а увлекательный рассказ требует творческой фантазии. Скорее всего, на деле все обстояло прозаичнее. В сценарии не было изначально финальной сцены с Цоем, и он не "не то что не предполагался", а не предполагался по съемочному плану. В голове-то Соловьева, смею предположить с уверенностью, как раз предполагался. Соловьев не мог не видеть, какую силу придавала группа Кино финалу "Йя-Ххи", тем более, что песня "Перемен требуют наши сердца" была беспроигрышным билетом, и Соловьев нисколько не сомневаясь включил новую сцену в фильм по ходу производства (приход нового музыканта в ресторан). А финальное выступление в "Зеленом театре" было снято уже в монтажно-тонировочном периоде в мае 1987, и тоже возникло не случайно. Буквально все знающие люди, включая меня, пытались убедить Соловьева, что Цой никогда бы в жизни не пришел лабать музыку в ресторан. Но у фильма своя логика, и, разумеется, Соловьев как опытный режиссер желал вписать этот, по выражению Цоя, "вставной зуб" в фильм наиболее естественным образом и видел эту сюжетную естественность в замене Бананана на том же месте работы – и уже оттуда вывести его в другое измерение. Совершенно верная логика. Так и возник этот "ресторанно-космический" компромисс. И он работает.

Когда я познакомился с Африкой и задумал “Ассу”, я попросил найти мне какую-нибудь группу. Тогда я еще ничего толком не понимал (в молодежной субкультуре. — Прим. “ЗД”), я был очень взрослый и очень серый. Известный советский кинорежиссер, лауреат государственных премий. Считал, что дома можно слушать только Малера, и я его слушал. А вот это (рок и т.д.) я не то что не понимал, а вообще об этом ничего не знал.

Как следует из вышеприведенной хронологии, к моменту встречи с Африкой он многое уже знал об этой культуре и слушал, хотя допускаю, что толком все еще не понимал, находясь в поиске. Этот поиск и привел его к Африке, а не наоборот.

И прошу я, значит, Африку привести мне какую-нибудь группу. Он говорит: самых лучших приведу. Я объясняю: мне все равно — лучшие, худшие, я по лицам будут выбирать. И он привел мне на “Мосфильм” всю группу “Кино” в мое кино.

Здесь ему память немного изменяет, потому что впервые к нему на Мосфильм группу Кино привел я. Но это мелочь неважная. Просто для справки. За точность последующего его перешептывания с Африкой не могу поручиться, не шептался. Но про "Зачем мне кореец, Африка?" уверенно скажу, что не могло такого быть. Это анекдот, возникший в его голове годы спустя. Другая его вариация прозвучала в контексте запуска в производство фильма "Йя-Хха" на год раньше - Соловьев, мол, на мои настойчивые просьбы разрешить съемки фильма в Питере возражал, зачем Питер? А я типа отвечаю, там Цой, кореец. А он мне: "Зачем тебе питерский кореец, их и в Москве полно". Вот такой анекдот, слышанный не раз от него, но в реальности такого разговора, убей бог, не припомню. Но смешно. Обезоруживающая, веселая фантазия Сергея Александровича. Есть еще другая вариация того же анекдота. Я будто бы в ответ восклицаю: "Но он же не простой кореец! Он к тому же еще и кочегар!" Ясно, все хохочут. Но ясно и то, что такого разговора не могло состояться просто в силу того, что осенью 1985 года, когда решалась судьба запуска "Йя-Ххи" в производство, Цой еще не работал в кочегарке.

(продолжение следует)


guide
2 Feb 2012, 23:08

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-02 22:26):
Спасибо большое! Ждем продолжения.
:]


polina25
3 Feb 2012, 08:06

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-02 22:26):

Рашид Мусаевич,вот это комментарий,спасибо!:)

Я,честно говоря,даже не рассчитывала на такой подробный ответ.

Соловьев великолепный, захватывающий рассказчик, а увлекательный рассказ требует творческой фантазии.


По правде говоря, я и сама это заметила пересматривая те моменты,где он в разных док.фильмах о Викторе рассказывал про съёмку "Ассы":))

Да и неточностей в статье много ,конечно.
Просто не стала акцентрировать на них внимание:)

Меня более всего заинтересовал тот отрывок,что я прислала и до которого Вы не успели дойти.
(теперь вижу почему:) )

С нетерпением жду продолжения.


RN
3 Feb 2012, 12:40

Ответ нику polina25 (polina25) (2012-02-03 08:06):

Ну вот и продолжение. Дошел до главки "Киноман из дурдома" и обнаружил еще один вариант того же старого анекдота:

Рашид Нугманов (будущий режиссер “Иглы”, где Цой сыграл главную роль. — Прим. “ЗД”) учился у меня на казахском курсе во ВГИКе и стал проситься в Ленинград на съемки курсовой работы. “Что за необходимость такая?” — возмущался я, потому что надо было оплачивать командировку и весь курс остался бы без денег. А он говорит: “Там в одном подвале есть кореец, он кидает лопатой уголь в топку и поет песни в своей кочегарке”. Я ему говорю: “Наверняка в Москве можно найти до фига корейцев, которые кидают уголь лопатой в подвалах и чего-то при этом поют”.

Та же история - аргумента о кочегаре не могло быть в 1985 году. Стоило бы уточнить следующую информацию:

Он посмотрел на меня как на придурка, тайно уехал в Питер и показал мне потом материал (короткометражка “Йя-хха!”, снятая с оператором Алексеем Михайловым, стала в 1986 г. громкой сенсацией нарождавшегося неформального кино. — Прим. “ЗД”).

Да, командировку в Питер так и не авторизовали, как не авторизовали и мою курсовую работу на факультете режиссуры. Тогда я пошел другим путем.

Алексею Михайлову была положена на операторском факультете учебная работа "Этюд по освещению" на 5 минут. Под это ему выделялась камера, черно-белая пленка с проявкой и печатью во вгиковской лаборатории и какое-то количество смен на монтаже. Алексей мне поначалу предлагал сделать коротенький этюд о роке, используя архивные съемки фестиваля в Вудстоке, которые у него были, и доснять к нему небольшой атмосферный материал в Москве на эти самые 5 минут. Я сделал встречное предложение: забудь о Вудстокском фестивале, давай снимем полностью о питерском роке. Алексей согласился, и я выложил ему, какие группы надо снять: Аквариум, Зоопарк, Кино, Алиса, Джунгли. Вкусы наши полностью совпали.

Алексей дружил с Кинчевым и познакомил нас, благо тот жил в Москве, хотя и работал в Питере с Алисой. Мы с Кинчевым сразу поняли друг друга и на первой же встрече ударили по рукам. Но как снять пять групп в 5-минутном фильме? Я обратился к другому студенту того же операторского курса, Тельману Мамедову, которому полагался такой же 5-минутный этюд по освещению. Тельман согласился объединить учебные работы с Алексеем. Уже 10 минут есть! Увы, режиссерский факультет мне ничего не выделил, и я стал ездить в Питер за собственный счет готовить съемки. У Алексея был вдобавок какой-то небольшой запас своей черно-белой пленки, также как и у Тельмана, а недостающую я сам докупил во ВГИКе - какие-то обрезки из разных партий и осей, часть даже полубракованная. В конце концов довел запас коробок до десяти, которых хватило бы до полутора часов съемок, с учетом расхода на дубли и брак. Также по собственной инициативе вызвались помочь и два других оператора, Олег Морозов и Сергей Ландо – без учебных работ, просто со своими камерами и каким-то количеством собственной пленки и энтузиазма. Двое других студентов экономического факультета - Сигалов и еще кто-то с ним, забыл, - выступили добровольцами в качестве администраторов.

Всю осень, зиму и начало весны готовили съемки, договаривались с десятками людей в Питере, а когда наконец установилась хорошая погода, в мае 1986 года, наш маленький отряд вольных солдатов рока десантировался в Питере на мои скромные сбережения, минимальные средства ВГИКа и безграничную безвозмездную помощь тех самых десятков людей, которые снимались в фильме, помогали нам в организации съемок, сборе массовок, с транспортом и ночевкой по квартирам друзей - благодаря всему этому мы быстро и слаженно, всего за две майские недели отсняли весь материал в Питере. Потом еще будут небольшие досъемки в кочегарке и в Москве с Цоем, БГ и Башировым, но основной материал отстреляли очень оперативно. К сожалению, времени, ресурсов и запаса пленки не хватило для съемок группы "Джунгли", хотя все было принципиально договорено с Андреем Отряскиным и Игорем Тихомировым.

По возвращению в Москву начались те самые просмотры материала, о которых вспоминает Соловьев:

Тогда я впервые и увидел Цоя, и он поразил меня исключительной артистической фактурой личности, когда кидал этот уголек и чего-то напевал там под гитарку. Как в Жане Габене чувствовалась природная мощь артистизма, когда он просто стоит, руки в карманах, ничего не делает, а вокруг сияет колоссальная артистическая аура. Вот это я увидел у Цоя в фильме Рашида — и благополучно об этом забыл, когда Африка привел Витю на “Мосфильм”.

Потом начался сложный и длительный период сбора средств на монтажно-тонировочный период. Для операторов на "Этюд по освещению" не полагался звук, только монтаж, корректировка и печать изображения. Я продолжал бомбить Соловьева, чтобы раскрутить режиссерский факультет на услуги учебной студии ВГИК по озвучанию, монтажу звука и перезаписи. К этому времени Соловьев уже "въехал" в материал и стал активно поддерживать меня. Тянулась эта история много месяцев, а я тем временем монтировал фильм внемую по вечерам на бесплатных учебных монтажных столах. Наконец где-то в начале 1987 года режиссерский факультет удалось-таки пробить и получить разрешение на несколько смен озвучания, монтажа и перезаписи из расчета 10 минут (1 часть) - как объединенная учебная работа студентов операторского и режиссерского факультетов. Ну я, разумеется, использовал возможность по полной программе и за эти смены сделал 4 части вместо одной. Больше уже просто физически было сделать невозможно. Многие отснятые эпизоды оказались за бортом, включая квартирники Цоя, сумасшедшее интервью БГ и Баширова и другие сценки. В озвучании на студии Горького принимали участие Цой с Каспаряном и Кинчев, все основные ребята из тусовки "Йя-Хха", название которой и получил фильм, Аркаша Высоцкий с Алексеем Михайловым и Тельманом Мамедовым, группа выпускников Школы-студии МХАТ во главе с Мишей Ефремовым и школьники начальных классов. Музыкальное оформление блестяще отыграл Юрий Царев (основатель московской группы "Метро"). Виртуозно в одну смену провел перезапись четырех частей звукорежиссер А. Славин. Самоотверженно монтировала звук во внеурочное время Фаина Касапова. Все на энтузиазме.

Когда фильм был готов весной 1987 года, собралась коллегия режиссерского факультета с участием вдовы Сергея Герасимова актрисы Тамары Макаровой, руководителей и ассистентов других режиссерских мастерских. Посмотрели они материал и... ужаснулись. Помню, как они негативно отзывались обо всей этой чуждой советскому человеку культуре и даже слово "фашисты" прозвучало - еще задолго до печально известной публикации "Алиса с косой челкой" в газете "Смена". Сверхдлинный неподвижный план глядящего в камеру БГ делу, естественно, не помог. Ну, подумал, конец. Закроют картину в шкаф, и никто ее больше никогда не увидит. Поскольку фильм был в подавляющем объеме создан на мои собственные средства, а также благодаря безвозмездной помощи друзей и участников, я забрал смонтированный негатив из лаборатории от греха подальше, дабы сохранить его для потомков. Соловьеву же все-таки удалось переубедить коллег-преподавателей, что фильм не антисоветский, а самый что ни на есть советский. Марлена Хуциева купили его слова о том, что "Йя-Хха" - это по сути марленовские "Мне 20 лет", только снятые с новым поколением 20 лет спустя, с сыновьями и дочерями его же непокорных героев-шестидесятников. Хуциев поддержал, и с тех пор у нас с ним очень теплые отношения. Фильм включили в программу "Молодое советское кино" на XV МКФ в Москве в июле 1987, и в составе этой программы мы получили приз ФИПРЕССИ имени А. Тарковского. Вот такая история для полноты картины.

Кстати, история похождений Соловьева в Питере из одного ДК в другой с надеждой попасть на концерт Кино в главе "Из грязи — к князю", которая завершается " в немыслимой развалюхе", подозрительно напоминает прямой сюжет "Йя-Ххи": после попыток "вписаться" на концерт "Кино" и его срыва в ДК, этот один день из жизни тусовки заканчивается выступлением Цоя в подвале. Действительно ли были у Соловьева такие похождения или он припомнил увиденное на экране? Не могу сказать, его в этом не сопровождал. Но его же строчки дают повод для размышлений:

Процесс моего художественного развития по подвалам происходил только в силу исключительной творческой мощи произведений, на которые я там наталкивался.

(окончание следует)


marry
3 Feb 2012, 16:33

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-03 12:40):

*Многие отснятые эпизоды оказались за бортом, включая квартирники Цоя, сумасшедшее интервью БГ и Баширова и другие сценки.*

Скажите,пожалуйста,а что сейчас с этими кадрами и будут ли они обнародованы?


KVN
3 Feb 2012, 17:42

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-03 12:40):

спасибо Рашид, огромное!рассказ просто замечательный.. Соловьев само собой просто фантазер, у него почти все "простительный художественный вымысел")))))


NEO
3 Feb 2012, 18:30

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-03 12:40):

Благодарю вас за такие увлекательные воспоминания!


polina25
3 Feb 2012, 18:31

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-03 12:40):

Увлекательно написано.

Как будто сама побывала в том времени,так Вы всё подробно и детально описали.

Жду окончания)


RN
4 Feb 2012, 13:01

Ответ нику polina25 (polina25) (2012-02-03 18:31):

(окончание)

Ну вот мы и добрались до вопроса о Базарове:

И что было очень трогательно — потом, после “Ассы”, Витя стал ходить к нам во ВГИК на лекции, а я сказал Рашиду: “Держись за него двумя руками”. И у них вышел прекрасный тандем, они подружились.

Нет, не ходил Виктор на лекции во ВГИК. Приходил на досъемки "Йя-Ххи" во вгиковском павильоне в 1986 году - там была существующая декорация квартиры, и мы использовали ее для кадров квартирника в дополнение к реальному квартирнику с Каспаряном; приходил также на озвучку "Йя-Ххи" в примыкающую ко ВГИКу студию Горького; забегал ко мне на монтаж; еще пару раз просто за мной. И еще во вгиковскую общагу раза три-четыре. В мастерскую, конечно, заходил, но на лекциях не сидел; это очень дезориентирующая информация. По словам Соловьева получается, чуть ли не в студента превратился. Это далеко не так.

Да, могу подтвердить, что Виктора привлекал кинематограф, но не как "тайного киномана". Вполне открытого и активного участника в тех проектах, которые его привлекали. Но еще большему количеству проектов он ответил отказом. "Киноман" же - читай "наркоман" - никогда не отказался бы от дозы любой дряни.

Соловьев и вправду поощрял наше сотворчество с Виктором. “Держись за него двумя руками” - именно в подобных выражениях. Но, конечно, мы и без него это знали, никаких подталкиваний со стороны не требовалось. И подружились мы с Виктором не после съемок "Йя-Ххи", а до них. Иначе и фильма бы не было, как не было бы потом и "Иглы". Как не было бы и проекта "Дети Солнца", принять участие в котором выразил интерес соловьевский "Круг" на Мосфильме, о чем и должна была пойти речь на несостоявшейся встрече 21 августа 1990 года.

Наконец, сакраментальное:

Еще до “Иглы” сделали постановку у нас на курсе “Отцов и детей” по Тургеневу. Как сказали бы сейчас — арт-хаусная версия. По сути это был форменный дурдом, но это был завораживающий дурдом, а Витя играл там Базарова совершенно грандиозно. При этом он не шевелил практически ни единой мышцей лица, и это производило совершенно завораживающее впечатление.

Да, я ставил "Отцов и детей" во ВГИКе два раза, причем не только до "Иглы", но и до съемок "Йя-Ххи", зимой 1985-86 года. Действительно, постановка встретила очень хорошие отзывы у Соловьева. Но должен разочаровать: Базарова играл... я. В первой постановке - студент театрального института, мой тезка (фамилию забыл, вспомню позже), роль Кукшиной - его сокурсница Лариса, жена Никиты Высоцкого. Во второй постановке же сыграл я сам, вот та постановка и поразила Соловьева своей дикостью. Я и вправду стоял там не шевелясь, окутанный клубами сигаретного дыма в луче прожектора. Курил и слушал дребедень Кирсанова, которого играл мой дружок-панк по кличке "Костелло". А потом вдруг бросился на него и стал избивать. Потом так же неожиданно вышел в дверь, а спектакль продолжался с негром (мой сокурсник Асан из Мали) и Кукшиной, пока та не осталась в одиночестве (Кукшину играла уже Ляля Кадырова). Так вот в общих чертах. Конечно, было множество деталей в получасовом спектакле, которых здесь не перескажешь, но в которых, по выражению великого Миса, и есть бог. Этакое соединение классики с панк-культурой в параллельном мире. Действительно, дурдом. Но Соловьева он и вправду заворожил, потому что ставил мне круглые пятерки. (Забавная деталь: для роли Базарова я выбрал себе в костюмерной ВГИКа старое добротное пальто до пят, и потом всю зиму ездил в нем в Питер, укрываясь от холодов; лишь весной сдал его обратно).

Резюме: Цой никогда Базарова не играл. На самом деле я предлагал сыграть Базарова во второй постановке Кинчеву, но сделать это было нереально из-за нестыковки дат и городов, так что сразу с Костей отказались от этой затеи, и сыграл я сам. С Костей, СашБашем и Задерием мы планировали целый фильм, но не довелось, увы. Наброски к сценарию, который мы вчетвером обсуждали, Слава потом опубликовал - надо бы их в нашу библиотеку включить для истории.

Не могу не согласиться с таким заключением Сергея Александровича:

С тех пор что-то произошло с художественной генетикой нации. Шедевров больше не рождает не только рок-тусовка. На наших глазах авангардное искусство вдруг превратилось в соцреализм нового времени, а многие из современных авангардистов напоминают мне удачливых приспособленцев-комсомольцев, довольных своей жизнью. Процветает конформизм. Это размывает волю и порождает творческое бесплодие. Нет ни нового Тарковского, ни нового Тимура Новикова, в конце концов, ни нового Цоя.

Грустно, но это так. Пока так, хочется надеяться. Время героев и время шедевров вернется. Обязательно. Трудно лишь предсказать, когда именно.

Нужно проснуться. Сон не может быть вечен. Или может?


cypress
4 Feb 2012, 13:40

Спасибо за такие интересные и подробные комментарии, Рашид Мусаевич! :)


polina25
4 Feb 2012, 13:56

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-04 13:01):

Резюме: Цой никогда Базарова не играл.


Понятно...Жаль,если честно..

А как же заманчива была мысль...:)

Но знаете,несмотря на то,что это не оказалось правдой,
теперь мы имеем ваши воспоминания о том периоде и они,как по мне,тоже очень ценны.

Тем более многое связано с Виктором.

Спасибо ещё раз Вам,что не пожалели своего времени и поделились с нами ими!

Грустно, но это так. Пока так, хочется надеяться. Время героев и время шедевров вернется. Обязательно. Трудно лишь предсказать, когда именно.

Нужно проснуться. Сон не может быть вечен. Или может?


Я думаю,что сон не может быть вечным..

Мне кажется,что рано или поздно,но всё повторится и герои,и шедевры появятся.

Потому что существует некая цикличность в истории.Всё повторяется через некоторое время.

Пусть и время будет другое и герои,но будет,я так думаю..:)

Не знаю,доживём ли мы до этого момента,но хочется верить,что не всё ещё в душах людей забито меркантильными заботами о хлебе насущном.


marry
4 Feb 2012, 14:29

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2012-02-04 13:01):
Спасибо Вам огромное,Рашид! :)


wildchild
1 Apr 2012, 19:47

Ответ нику marry (Marry) (2012-02-04 14:29):

25-летие со дня премьеры фильма АССА. Передача "Министерство культуры" Интервью с Сергеем Соловьевым. Ведущие Анна Монгайт и Дмитрий Шумилов.

Про Цоя с 11.42

YouTube



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.028339 сек.