На главную!
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

«Я могу пожелать только удачи»


Виктор Цой, 24.10.2010
По правде говоря, когда у меня недавно спросили, выступала ли когда–либо в Минске группа КИНО, я несколько опешил: концерт КИНО на стадионе "Динамо"в 1989 году до сих пор казался мне настолько очевидной вещью, что об этом должны были бы знать все.

Потом "МГ" попросила рассказать о том концерте. Я никогда толком не вел дневников. Сейчас, по крайней мере, этим не занимаюсь точно. И иногда жалею. Поэтому, естественно, помню далеко не все

В 89–м, будучи внештатным автором рижской газеты "Советская молодежь",я только начинал заниматься журналистикой. Концерт же КИНО, как узнал несколькими годами позже, организовывал Иван Полонейчик.

Нас было трое журналистов (плюс два радийщика — корреспондента Белорусского радио (других радиостанций в то время не было в принципе), пытавшихся договориться с директором КИНО Юрием Белишкиным (опять же его имя–фамилию узнал гораздо позже) об интервью с Цоем. То были золотые времена для журналистов, поскольку журналисты в те годы на концерты рок–групп ходили очень редко (да и сами группы благодаря стараниям Ивана Полонейчика и Гены Шульмана ("Класс-Клуба"тогда не было и в помине) только начинали приезжать в Минск). Следовательно,всегда можно было поговорить с музыкантом с глазу на глаз, или, как сейчас принято говорить, получить эксклюзив. Юрий Владимирович был любезен, но,честно говоря, ничем помочь не смог. А поговорить с Цоем хотелось. И вот мы втроем маемся в коридоре у служебного входа. Помню, что инициативу договориться с самим Виктором я взял на себя. И когда Цой проходил мимо, сказал ему что–то об интервью и о том, что я — из рижской газеты. "А я каждое лето бываю в Юрмале, — ответил он. — Там бы и могли поговорить". Ноя как–то уговорил Цоя на разговор в Минске. Кажется, условились встретиться на следующий день перед концертом.

Мы говорили в гримерке Цоя, где, кроме нас, была черноволосая девушка,как мне тогда показалось, очень похожая на героиню фильма "Игла"Дину (это я поясняю один из моих вопросов Цою). Интервью потом выходило и в "Советской молодежи", и в "Знаменке". По чистой случайности у меня до сих пор сохранилась запись нашего разговора. И только сейчас, по просьбе "МГ", я подготовил интервью без каких–либо купюр и стилистической правки: речь Виктора — слово в слово; там, где стоит многоточие, — там была пауза. Лишь невозможно воспроизвести улыбки и смех Цоя и вообще все те вербальные штучки, на которых, собственно, и базируется любая беседа.

Вопросы–ответы идут в том хронологическом порядке, как они задавались и звучали. Для полного восстановления картины остается добавить, что первая часть интервью — заслуга радийщиков. Я говорил с Цоем после них.

Что же касается фотографий, то я держал "Зенит" в руках едва не впервые. Фотовспышку так точно одолжил у приятеля буквально накануне и поэтому обращаться с нею не умел. В результате она вспыхнула лишь однажды.Так получилась горизонтальная фотография. Второй раз вспышка светить уже больше не хотела. И я, ожидая, пока она зарядится, спросил у Цоя: "Подождем?"— "Подождем", — ответил он. Впрочем, и в другой раз она снова не вспыхнула. Предложил Виктору выйти на улицу. Хотел сфотографировать Цоя на фоне наполняющихся народом трибун стадиона, но он отказался и встал возле стены. Еще сказал: "Не могу на вас смотреть — солнце в глаза светит".

Вот, собственно, и вся прелюдия.

— Можно ли назвать авторской песней то, что вы делаете, с той лишь разницей,что это сыграно под электрогитару и барабаны?
— Да, конечно. Безусловно. Я точно так же играю эти песни просто под гитару.


— Публика, которая приходит на ваши концерты, как правило, ведь ходит и на ЛАСКОВЫЙ МАЙ, Игоря Николаева и на многих других. То есть существует такая всеядность. Публике в принципе все равно, кто перед ними — КИНО или какая–то другая группа. Как вы относитесь к этой всеядной публике? И какой бы вы хотели видеть свою аудиторию?
— Знаете, я так не считаю. Конечно, здесь есть люди, которые также ходят на ЛАСКОВЫЙ МАЙ и так далее. Но вот все равно я не считаю, что у нас одинаковая публика. Я думаю, что если б мы играли, например, в одном концерте с группой ЛАСКОВЫЙ МАЙ, скажем, то концерт бы в среднем прошел вяло, потому что половина была бы людей, которая любит ЛАСКОВЫЙ МАЙ, половина была бы людей, которая любит группу КИНО. Вот. Так что... Я так не считаю

— Как вы можете охарактеризовать любителя группы КИНО?
— Ой, вы знаете, я не знаю... Не знаю... Они такие разные. И что касается вот этого вопроса, то, понимаете... Эстрадная музыка — это же другое дело,это другой, скажем, продукт. И есть человек, который может и ходить, и любить и тот продукт, и... и нас. И я не считаю, что он всеядный, потому что есть какая–то музыка для развлечений и для танцев и для того, чтобы посидеть пообедать. Есть какая–то другая. Но она тоже имеет право на существование.

— Но есть же группы, у которых масса своих поклонников. Разве вам не хотелось бы иметь таких поклонников?
— Знаете, у нас они есть. Но и... И это... нет такого артиста, у которого есть вот... на концертах его сидят только вот поголовно его поклонники,которые больше ничего не хотят слышать. Так не бывает. Понимаете? Людям не может нравиться что–то одно. Это редкие... редкость, когда человек говорит,что вот группа КИНО, а больше ничего не хочу. Обычно людям все–таки нравится несколько групп. И в зависимости от ситуации они слушают или одно, или другое. Вот. Я не думаю, что было бы интересно сидеть в ресторане, там есть, пить что–нибудь и слушать какие–нибудь, я не знаю... сложные поэтические песни или симфоническую музыку. Всему свое время.


— Какие из ваших песен вам самому нравятся больше всего?
— Ну, вы знаете, я не задумывался. Мне, в принципе, все нравится. И во всех песнях я вижу какие–то недостатки.


— С каким составом вы сейчас приехали?
— Ну, с группой КИНО. Какой у нас еще состав? Если вы хотите, чтобы я перечислил... Ну, значит, это Юра Каспарян. Он играет на гитаре. Юра Гурьянов играет на барабанах. Игорь Тихомиров играет на бас–гитаре. Ну,я играю на гитаре.


— Насколько тот герой, которого вы создали в фильме "Игла",близок вам по духу?
— Ну, очень близок. Я, в принципе, ничего не играл, а старался вести себя так, как бы я мог себя повести, скажем, в такой ситуации, но в рамках,конечно, сценария. Поэтому...

— Кто из отечественных рок–исполнителей вам близок? С кем вы дружите?
— Ну, в принципе, я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, с Костей Кинчевым... Вполне в дружеских с Андреем Макаревичем. С... Ну, хотя мы,в общем, не так часто встречаемся.

— Ваше отношение к тому периоду, когда вы еще не были официально признаны?
— Вы знаете, я никуда тяжело не шел. Я занимался тем, что мне нравится.И был, так сказать, вполне доволен этим. Поэтому все это на было тяжело.И я никогда не старался добиться успеха там любой ценой. И так далее. Просто так вот получилось. И я, конечно, очень рад, что многим людям нравятся песни. Но... Я не знаю. Это все для меня ситуация как бы внутренняя. Точно такая же, как была и пять лет назад. И три.

— Вы как–то изменились?
— Ну, человек все–таки всегда меняется.

— Как вы относитесь к тому, что пишут о вас в прессе? Всегда ли согласны с этим?
— Почти всегда не согласен. Потому что, как правило... я не могу достаточно литературно сформулировать мысль и... Она нуждается в редакции, а редакция...это уже ее делает другой человек. Значит, уже слова меняются. Даже если они меняются местами, то уже... И потом люди общаются же не только словами.Они общаются глазами, руками. Вот. Всего этого не остается. И уже все не узнать.

— Планы на будущее? Когда выйдет новая программа КИНО? Как она будет называться?
— Ну, новый альбом уже записан и готов. Когда он выйдет, я еще не знаю,потому что мы хотели все–таки выпустить его, ну, попытаться как–то его оттиражировать, чтобы он дошел до слушателя в хорошем качестве. Потому что все эти перезаписи, они... вы сами понимаете. Но как он называется,еще пока не скажу, потому что... еще точно не решили.

— О чем он?
— Ну, знаете... О чем он. Это вы послушаете и...

— Сколько у вас пластинок?
— Ну, что называть пластинками? Сколько есть...

— Большие.
— Ну, я... я не очень понимаю... Дело в том, что мы, в принципе, записываем магнитофонные альбомы. Вот. Что касается пластинок, то у нас есть пластинка здесь, на Мелодии, не очень удачная.

— Можно ли сказать, что ваше участие в пластинке "Красная волна"как–то ускорило ваше официальное признание здесь, в Союзе?
— Нет, он... Эта пластинка вышла в то время, когда факт выхода такой пластинки мог скорее повредить, чем... улучшить ситуацию.

— Что бы вы хотели изменить в жизни? И что уже смогли изменить?
— Ну, знаете, я считаю, что каждый человек, если должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Что касается себя, то это очень сложный вопрос...Трудно будет объяснить двумя словами. Но я... не считаю, что одному человеку под силу изменить, так сказать, жизнь как таковую.

— Вы в жизни такой же борец, как и на сцене?
— А я не знаю. Я не считаю себя борцом. Понимаете? Я пою песни. И пою о том, что мне нравится, о том, что мне не нравится, что меня волнует,не волнует. Я ни за что особенно не борюсь.

— Александр Градский сказал, что время рок–театра, он имел в виду такие группы, как АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, КИНО, проходит. И сменяется поп–музыкой.Сейчас гораздо охотнее слушают ЛАСКОВЫЙ МАЙ. Вы не боитесь, что ваша популярность начнет угасать?
— Вы знаете, я никогда не стремился к популярности, поэтому я не боюсь...А что касается... Я не очень понимаю, почему это называется рок–театр,потому что то, что мы делаем, мало похоже на театр. Наоборот, я стараюсь избежать всяческой театральности, какой бы то ни было. Мы и играем также, как ходим по улицам, — в такой же одежде и не устраиваем никаких особенных там эффектов и так далее.

— Наверное, в первую очередь речь идет о текстах...
— Тоже не факт... Тоже я не считаю, потому что музыка тут играет очень большую роль. Вот... И я не знаю, я пока не видел, чтобы это время проходило.У нас просто очень много плохих рок–групп в стране. Очень много. Потому что, в принципе, форма очень простая. То есть овладеть формой очень легко.Человек, который год или два играет на гитаре, он может собрать четвертых–пятерых таких же ребят. И, в принципе, у них получится вот что–то, формально похоже на рок–музыку. Вот. И они начинают где–то играть, выступать. И таких групп масса. Поэтому... И сейчас, конечно, сложная ситуация. Ну... То есть групп,которые могут собрать большой зал, действительно осталось очень мало. Очень мало. Но я не вижу никаких признаков того, что это как–то отмирает. То есть просто в какое–то время рок был, так сказать, модной темой и запретной.И любая группа, если написано "рок–группа", вы помните там, приезжа...а если еще какая–нибудь английская, то обязательно были бы аншлаги. Сейчас уже нет. Сейчас к нам приезжают хорошие даже группы — там английские, американские.Они не собирают зал у нас, потому что рок — это стало нормально. Это, ну...музыка. И здесь уже выбор идет не из–за моды, а из... если нравится. Люди идут на тех, кто им нравится.

— Есть ли у вас любимые исполнители?
— Я никогда не любил кого–то одного. Мне нравились некоторые песни некоторых групп.

— То есть постоянной привязанности не было?
— Нет, конечно.

— Когда рождалась группа КИНО, вы хотели быть самими собой или все–таки подражали кому–то?
— Ну, мы старались всячески избегать подражаний, конечно. Другое дело,что когда слушаешь много музыки, то неизбежно это как–то на тебя влияет.Поэтому, может быть, в каких–то песнях есть влияние там рэгги, каких–то песен, еще чего–то

— В чем секрет вашей популярности у публики?
— Я вообще не думаю о популярности, я ж вам сказал. Я к ней не стремился.Поэтому я никогда не думаю о том, в чем секрет, как.... где... в чем секрет успеха, как его там добиться. И так далее. Я не знаю.

— Но вы создаете на сцене какой–то образ. Как вы сами его можете охарактеризовать?
— Я ничего не создаю. Я никаких образов не создаю. Понимаете? Я вот сижу здесь, выхожу на сцену, я вот... Сам образ.

То есть Виктор Цой на сцене совершенно идентичен Виктору Цою в жизни?
— Ну, а что, собственно, Виктор Цой на сцене? Стоит человек с гитарой и поет. Все. Ну, сидит этот человек, пьет чай... Это не одно и то же. Это разные вещи. Пить чай и играть на гитаре. Но, в принципе. я точно так же сижу дома, играю на гитаре, как на сцене.

— Как рождаются ваши песни?
— Это для меня загадка. Я не знаю... Ну, я не знаю. Я начинаю играть,потом появляются какие–то слова. Потом появляется песня.

— А есть ли приглашения за границу?
— Ну, довольно много приглашений. Единственное, что мы их очень старательно просеиваем, потому что сейчас на Западе все русское очень модно. Вот. И мы не очень хотим выступать там как русские. Хотим выступать там как музыканты,неважно откуда. Поэтому ездим довольно редко. Но хотя все равно ездим.

— И как вас там принимает публика?
— Ну... Скорее вот благ... Вы знаете, благодаря этой вот моде на все советское принимала странно. То есть озадаченно, скажем... Ну, то есть они смотрят и видят, что мы вроде такие же, как они. И вроде не в этих косоворотках, не с балалайками, а вроде такие же, с гитарами, что–то играем.

— Говорили, нравилась им ваша музыка?
— Ну, кому–то нравится музыка, кому–то не нравится. Когда группу никто не знает вообще, и когда она только приезжает, и когда есть еще и языковой барьер, вот, то, конечно, говорить после одного концерта, нравится — не нравится, нечего. Поэтому вопрос в том, как... насколько там будут нравиться пластинки вообще, но это пока не ясно.

— А где вы были?
— Мы были в Дании, во Франции, в Америке.

— Есть ли какой–то вопрос, который мы не задали и на который вы считаете нужным ответить?
— Нет. Я не считаю нужным... Ну, то есть я отвечаю, когда меня спрашивают.Если меня не спрашивают, я не отвечаю. Я не любитель много разговаривать.

— То, что в прессе появляется мало интервью с вами, это чем–то вызвано?
— Ну, это вызвано тем, конечно, что я не очень люблю их давать. Это раз. Во–вторых... Ну, во–вторых, наверное, тем, что... пресса все–таки у нас еще перестроилась не совсем. То есть у нас часто публикуют вещи,которые, может быть, не так интересны людям, как... сколь важно их, так сказать, опубликовать в политическом смысле. Вот. Хотя, конечно, то, что сейчас, и то, что раньше, — это день и ночь. Все, я думаю, понимают.

— Есть определенные песни из ваших предыдущих альбомов, которые вы продолжаете исполнять на концертах. Это тоже, наверное, имеет какую–то причину, кроме чисто музыкальной?
— Ну, как вам сказать? Какие–то песни, они со временем перестают...теряют актуальность, скажем. И мне самому уже их не интересно петь. И я пою то, что мне интересно.

— Давайте начнем с самого начала: почему именно КИНО?
— В смысле — почему называется КИНО? Ну, знаете, когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать–девятнадцать лет, и сейчас простоя даже и не помню. Это так, от фонаря просто.

— Вообще кто или что побудило выйти вас на сцену? Что послужило толчком?
— Ну, наличие некоторых песен. То есть я начал писать песни. И потом они понравились моим друзьям. Потом они понравились друзьям моих друзей.Потом получилось так, что у нас получился концерт...

— Вы начали писать песни в восемнадцать лет?
— Да, где–то в восемнадцать–девятнадцать.

— У вас музыкальное образование?
— Нет.

— А как же мелодии появляются?
— Ну, вы знаете, для того, чтобы появилась мелодия, музыкального образования не... можно и не иметь его. Вот. Поэтому...

— Ленинградской газетой "Смена" вы были признаны лучшим рок–поэтом прошлого года. На ваш взгляд, какое существует отличие рок–поэзии от поэзии?
— Ну, я не знаю на самом деле, насколько точен этот термин. Но отличие такое, что я не могу рассматривать, например, свои тексты своих песен в отрыве от музыки. Вот. Поэтому я не очень люблю и не соглашаюсь, хотя иногда их печатают просто как стихи. Но... я считаю, что они очень много теряют.

— Вы говорили, что у вас сначала появляется мелодия и потом уже слова.
— Нет, это появляется одновременно. Ну, может быть, появляется мелодия целиком, а слова еще не целиком. Но в принципе появляется од... как–то так.

— Слова или мысль?
— Нет, слова... Но как вам сказать?.. Развивается, то есть как–то цепляется от слова к слову.

— То есть рука тянется к перу, перо — к бумаге...

— Ну, да — Как ваши родители относятся к вашим выступлениям?
— Нет, ну, сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Но, может быть, они так считали не всегда. Сейчас, когда более–менее понятно, что...как–то этим стоит заниматься. Но я не знаю, когда я, скажем, выражаясь...языком каким–то, получил некоторое признание, то они так уже считают, что...

— Они на ваших концертах часто бывают? И бывают ли?
— По–моему, они были один раз или два, но в общем не часто.

— После исполнения вами главной роли в фильме "Игла" один критик сказал, что ваш герой, пожалуй, единственный персонаж в отечественном кино, который одинок и не тяготится своим одиночеством. Что вы думаете на этот счет?
— Ну... Пожалуй... Пожалуй, да. Герой фильма "Игла" — этов каком–то смысле человек ниоткуда и... непонятно... То есть он достаточно...он самодостаточен, ему не нужно уже... Он может жить один.

— Дина шагнула с киноэкрана в группу КИНО?
— Нет, вы перепутали.

— Перепутал?
— Нет.

— Тогда объясните?
— В смысле?.. Нет, вы имеете в виду Марину? Это не Марина.

— Значит, я ошибся.
— Да.

— Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. А ваша жена какой нашла путь?
— ...Для меня самого это большая загадка.

— Было ли у вас в детстве, юности предчувствие и желание славы?
— Ну, вы знаете, я думаю, любой подросток и... мечтает о том, чтобы как–то... как это называется? Самоутвердиться. Вот. Поэтому, конечно...конечно, может быть, и желание и было. А вот предчувствие...

— Агузарова рассказывала, что такое предчувствие у нее было.
— Когда есть желание, понимаете, если что–то... потом, если она приходит,то кажется, что вот это я предчувствовал с самого рождения. А если не приходит,то кажется, что и не было этого предчувствия.

— Вы однажды сказали, что КИНО — это группа не музыкантов, а прежде всего друзей. Охарактеризуйте, пожалуйста, своих друзей.
— Ну, как охарактеризовать? Я не знаю.

— Основные черты...
— Ну, вы знаете, я не могу как–то анализировать друзей. Понимаете, у них есть и слабости, и недостатки, и достоинства, но... все неважно. Становятся друзьями не потому, что они содержат набор всех положительных качеств,а по каким–то другим причинам.

— Группа КИНО собирается в будущем менять свой стиль? И как долго вообще думает играть?
— Группа КИНО ничего не собирается и ничего не намерена, потому что,как я уже сказал, мы вообще никогда не задумываемся о том, в каком стиле мы играем. И как долго... и будем мы популярные или не будем, неважно.Это важно прежде всего для нас — играть и петь то, что мы хотим, то, что нам нравится. И как только это перестанет быть важным — не знаю, когда это случится и случится ли вообще, — мы перестанем этим заниматься.

— Артисту приходится от чего–то отказываться в жизни. От чего вы вынуждены отказываться?
— Ну, от удовольствия гулять по улицам. От удовольствия жить в одном и том же городе больше месяца, скажем... Ну... Не знаю.

— Ваш имидж? Ваша установка на поведение?
— У меня нет никакой установки. Я веду себя так, как считаю нужным в любой ситуации. Ну, или стараюсь вести себя.

— Что главное для вас сегодня?
— ...Сохранить внутреннюю свободу.

— На сегодняшний день КИНО во главе отечественных хит–парадов. Что бы вы хотели еще достичь или, цитируя вас же, как прожить следующий день?
— Знаете, я как уже сказал, мы ничего никогда не хотели достичь. Это раз.

— А как прожить следующий день?
— Как прожить следующий день, я даже не знаю, потому что мы никогда не строим никаких планов, никогда не думаем, как мы будем играть там и как нам поступить так, чтобы случилось так–то. Просто мы вот живем и живем.

— Проблемы сегодняшнего КИНО?
— Проблемы?.. Ну, проблемы в том, что, конечно, нам сейчас приходится много играть и много работать, и это требует большой собранности. А поскольку мы все, в принципе, разгильдяи, то нам это дается не без труда.

— Гастроли КИНО продолжатся?
— Да, вот мы хотим как раз в мае поехать — поиграть концерты. Так что мы едем через какое–то время в Свердловск, Витебск, потом еще куда–нибудь.

— Что представляет из себя ленинградская студия "Бенефис"?
— Ну... ну, это чисто административная организация, которая, собственно,для нас является некоторым... некоторой формой прикрытия. То есть, чтобы мы не были просто вот как... кто–то такие, КИНО откуда–то, непонятно. А все–таки...

— Только КИНО входит в студию "Бенефис"?
— Нет, там еще много разных коллективов. Но я даже не знаю, каких.

— Вы на сегодняшний день довольны жизнью?
— Я не думаю, что человек мог бы быть действительно доволен жизнью в какой–либо... ну, я не знаю. Когда–либо. Но, с одной стороны, я всегда был ей доволен. И когда я работал в котельной и бросал уголь, я очень был доволен жизнью. И сейчас в принципе тоже.

— Ваши пожелания читателям?
— Удачи.

— А в особенности тем, кому сейчас пятнадцать–семнадцать лет?
— ...Вы знаете, я никогда ни... никого не учу. То есть стараюсь никого не учить. Я могу пожелать только удачи.

— Гастроли в Риге предвидятся?
— Не знаю. Вы знаете, там тоже все–таки есть, насколько я мог заметить,и языковой барьер, и, в общем, некоторая разница между... То есть есть разница между людьми, скажем, в РСФСР живущими, и людьми, живущими в Прибалтике.И... И, в общем–то, пока у нас не было даже особенного приглашения, потому что мы никогда гастроли не планируем. То есть мы никогда не говорим, что мы поедем туда, туда и туда. Нас зовут — мы едем. Вот из Риги нас пока никто не звал. И я не знаю... В общем, я не знаю, как там относятся к КИНО.

— Вы говорили, что каждое лето бываете под Ригой.
— Да, действительно, я там живу, в деревне отдыхаю.

— А где именно, если не секрет?
— Ой, боюсь, что секрет, потому что уже в прошлом году ко мне туда приезжали какие–то компании. Вот. Если я вам еще скажу, где, то, боюсь, в этом году будет совсем трудно там жить.


Nestor

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-10-24 17:26:30 (KAMALA)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 3146
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.01985 сек.