«народ здесь озверевший,
все бьют другу фэйс,
никто не слышал Stranglers,
на топе только Space…»
Неудивительно, что в начале 80-х было именно так, как отметил Майк в своей песне «Блюз де Москоу». К романтично-буржуазным «Спейс» добавим романтично-советских (ну, сказал) конформистов «Машину времени», «Автограф» и мимикрирующих под рок-группы ансамбли типа: «Рок-сентябрь» или «Интеграл» Б.Алибасова.
1983. На топе в андеграунде – «Радио Африка» БГ и «Уездный город N» Михаила Науменко и его группы «Зоопарк».
«Цой? Кто такой Цой?» - спросили студенты – однокурсники. «Ну, это ништяк! – протянул Фэйм сквозь приятный маслянистый дымок с характерным запахом, - спросите в Питере у любого…».
Надо сказать, что культ группы «Зоопарк» достиг своего апогея именно в 83-м, несмотря на, казалось бы, неблагоприятную для них (нас) ситуацию. Все эти Постановления о «литовке» текстов, о превалирующем проценте песен маститых поэтов-композиторов в репертуарах музыкантов, вся агония системы породила кассетную культуру и анплаги. Анплаги, столь популярные на Западе в 90-х, у нас они были закономерны в 80-х.
Поэтому я не стал задавать лишних вопросов. Когда Фэйм и Энн предложили найти площадку для выступления. Далеко идти не пришлось. Общежитие № 2 Пединститута (Альма Матер!) как нельзя лучше подходило для проведения «творческой встречи студентов Свердловска с ленинградскими музыкантами». Это формулировки хватило, чтобы получить ключи от зала.
Фэйму повезло меньше. Попытка организовать выступление в УПИ (сейчас УГТУ-УПИ) терпит фиаско – ушлые комсомольцы раскрыли планы «подпольщиков», прервав концерт (Фэйм успел сделать фото. Прилагаются). Вся орда срочно («нам кайф ломают кругом…») перемещается в холодном декабрьском пространстве города на флэт Киры с последующим ритуальным распитием портвейна.
День второй: Юра Стерхов продюссирует концерт в общаге Архитектурного института. Далее, как полагается, ритуальное потребление портвейна, да и не только его… На следующий день, ближе к 12.00 нервно курящие поклонники Майка начинают страшно коситься в мою сторону – «уплочено», а артистов нет!?»
И вот: «Едут, едут!» - на бывший пустырь 3-го километра вывалились две Волги, привезшие изнеможденных от пьянства и недосыпания Майка, Цоя, Фэйма, Энн и «Братьев по разуму».
«Пахнет говном…» - первые слова рок-мессии Науменко, ступившего в страну общаги СГПИ. Портвейн по кругу, настройка гитар – и на сцену. Тандем героев, шагнувших в вечность. Черный коттон, черные гитары. Пели по очереди: песню Майк, песню – Цой. Концерт вошел на 1,5 часовую кассету.
Деньги, собранные на билеты до Питера они пропили в этот же день после концерта в ДК им. Свердлова. А как же иначе?
Фотопленка, которую отсняли в общаге СГПИ, почему-то сгорела. Остались лишь несколько фотографий, подаренных затем девушкам – поклонницам Майка. Где они? Не девушки – фотографии… Потом, спустя 14 лет (!) я их «отрыл» у Фэйма в залежах.
Кассету с записью Тим послал АнТропу в Питер с целью выпуска винила-анплага. С концами: ни винила, ни кассеты, да и сам А.Тропилло куда-то исчез… Лишь докатившаяся волна CD-технологии дала возможность выпустить аналогичные анплаги, типа: Mike и Цой, «Весна Лето», APEX Лтд. 1996.
А герои ушли. Одним за другим. Сначала, в 90-м – новый романтик Цой, затем – в 91-м – пьяный лирик Майк. Сегодня Цоя помнят могила и граффити по всей стране, а «лавры Майка достались Чижу» - как однажды заметила моя жена, напевая «Сладкую N». Но: «никто не уйдет навсегда», тем более – Майк и Цой, обреченные возвращаться.
Прилагаются: фотографии, сделанные Фэймом - Димой Куниловым (сейчас FAME STUDIO) на концерте в УПИ (декабрь 1983) и на квартире Киры Корниенко (снимал-?).
На 7 и 8 фотографии сверху – крайний слева – Вова Синий (Братья по разуму), внизу – Фэйм.