Ссылка: Kp
Рашид Нугманов, режиссер: «Цой сказал мне: «Если умру сегодня, то стану легендой»
Никогда Виктор мне таких слов не говорил. Был долгий ночной разговор в 1986 году на проспекте Ветеранов, описанный в широко известном сборнике воспоминаний, во время которого Виктор сказал мне и Марианне: "Если Боб (Гребенщиков) сейчас бы умер, то стал бы легендой". И речь шла не о БГ как таковом, а о феномене взрыва популярности молодых кумиров после их преждевременной кончины. Разговор начался издалека, в роке и поп-культуре таких случаев много, а Боба он упомянул исключительно в качестве местного примера. Переиначивать цитату в свете трагической гибели Виктора очень неэтично со стороны журналиста.
Фильм и делался, чтобы представить совершенно неожиданного Цоя - такого, каким его знал я.
Непонятно, откуда, из какого контекста, взялись эти слова, поскольку подобной мотивации никогда не было. Фильм "Игла" ведь не документальный, и персонаж в нем не Цой, а Моро. Очень небрежная расшифровка.
несколько эпизодов, не вошедших в наш первый с ним фильм «Йя-хха»
Нет таких эпизодов в "Игле Ремикс". Частица "не" подлежит удалению. Журналистская вольность порождает смысл, прямо противоположный действительности.
Знаете, мне не очень хочется сейчас кричать «Цой жив!» и смешиваться с толпами полубезумных людей, пишущих эти слова на заборах.
Это уже не просто журналистская вольность, а оскорбление. Тогда уже полубезумным надо назвать и меня, поскольку я не раз заявлял (включая и это интервью), что Виктор для меня не умирал.
Цоя второй половины 80-х не приняли очень многие из тех, кто с ним начинал, - и Саша Липницкий, и Саша Башлачев, и критик Артемий Троицкий.
Не могу представить, чтобы я говорил такие слова. Во-первых, что значит "с ним начинал"? Никто из перечисленных ничего с ним не начинал. Знал Виктора (как Троицкий или Башлачев) или дружил с ним (как Липницкий) - да. Но не "начинал". Во-вторых, я не припомню, чтобы Липницкий не принимал Цоя второй половины 80-х; наоборот, он познакомил Виктора с Айзеншписом. Саша Башлачев вообще не мог знать позднего творчества Виктора, поскольку ушел из жизни в феврале 1988 года. Единственный из перечисленных, кому действительно больше по душе ранние записи "Кино" - это Троицкий. Неведомо, как были журналистом записаны мои слова, но то, что расшифровка их не соответствует моему мнению, я подтверждаю этими строками.
Как-то сидели у него на кухне, он жарил яичницу - и вдруг говорит: «Знаешь, вот раньше после концерта хотелось с кем-то увидеться, пообщаться. А сейчас мне почти никто не нужен. Не хочется больше никуда идти».
Какая такая яичница? Процитированные слова были произнесены Виктором в комнате у Наташи на Профсоюзной, без всякой яичницы. И без "после концерта". Наверное, журналист дернул яичницу и концерт из других эпизодов. Или сам придумал.
И главный герой - его, конечно, зовут Моро - проникает в этот город с целью сместить правителя благополучного анклава. В конце правителем становится сам Моро.
Никакой такой цели у Моро в упомянутом сценарии нет. Он проникает в город с целью выбраться из охваченной хаосом страны и, возможно, уйти от какого-то преследования, которое в традициях "Иглы" (и вообще цикла рассказов о Моро) остается за рамками сюжета. И правителем города он, разумеется, не становится. Что за чушь! Моро попадает в переделку не по своей воле, а выбравшись из нее отправляется дальше, в ему одному известном направлении.
через три года мне позвонили и сообщили, что он разбился на мотоцикле под Ригой...
Тут следовало бы продолжить. О том, что он, возможно, разбился на мотоцикле мне сообщил по телефону кто-то из Питера. Не могу сейчас точно припомнить - то ли Марианна, то ли Рикошет. Но подробностей тогда они еще не знали. Буквально несколько минут спустя мне позвонил Артем Троицкий, и я ему передал эту первую непроверенную информацию. Он ее пульнул дальше в какую-то газету. А где-то через час или два уже перезвонили и уточнили, что на своем "Москвиче", а не на мотоцикле. Такие вещи нельзя сокращать в интервью, раз уж они упомянуты. Иначе получается, что я идиот и до сих пор уверен, что Виктор разбился на мотоцикле.
Одним словом, та же старая история, что и с Ошибками Rolling Stone (цитирую): Как правило, я требую от журналистов собственной правки перед публикацией интервью. В тех немногих случаях, когда я изменяю этому правилу, почти всегда приходится сожалеть...