ЧаВО: Виктор Цой



Как вам "Конец каникул"? Не говорил ли Вам Виктор Цой что-нибудь об этом фильме?

Вы знаете, мне как режиссеру говорить о фильме другого режиссера не с руки. Я не критик, и обсуждать работу коллеги мог бы только в личной беседе с ним. Однако если говорить о Викторе, то я вполне понял, почему он был недоволен "Концом каникул". Это то самое, о чем не раз говорилось - его опасение лицедейства. К сожалению, в "Конце каникул" оно самое и есть: в постановочных сценах Виктор натужно играет кого-то, но не себя. Двое актеров-мажоров только усугубляют ситуацию. Материал ценен клипами Кино. Виктор всегда уклонялся от обсуждения этого фильма, а я никогда не настаивал на этом, не посмотрев его. Он ведь и сам этого фильма не видел в окончательном виде. Судя по его скупым фразам, он не придавал ему большого значения, относился больше как к кинопробам. Он вообще осторожно относился к миру кино - с большим интересом, но и с неменьшей опаской. Больше всего его напрягала необходимость лицедейства для посторонних людей перед камерой, и истекающая отсюда угроза манипуляции его имиджем. Он ведь крайне требовательно, избирательно относился ко всему, что его окружало, и "посторонние элементы" отбрасывались без сожаления. У всех рокеров тогда был перед глазами неудачный опыт Кинчева со "Взломщиком", на который все они единодушно плевались, включая самого Костю. Мягче, хотя и критично Виктор относился к "Ассе". Он так и не воспринял этот фильм полностью, хотя не скрывал, что доволен своим заключительным эпизодом, где ему не надо было лицедействовать. Нравилась ему и мастерская работа оператора Павла Лебешева. И уважительное отношение Сергея Соловьева к Цою не могло не льстить ему, хотя его творчество Виктор относил к "папиному кино", с чем я не всегда был согласен, зная Соловьева как мощного педагога, вложившего в своих студентов понимание настоящей профессии и давшего толчок появлению целой "казахской волны". После "Иглы" на Виктора со всех сторон посыпались предложения сниматься, но он всё твердо отвергал, решив продолжать работу только со мной и постоянно меня к этому подталкивая, вместе с Наташей. Сейчас я кляну себя, что сразу не ушел в следующую картину, которую мы могли бы запросто сделать с Цоем в 88-89. Фестивальная жизнь, бесконечные поездки по стране и зарубеж, пустые рауты, эпатаж публики, заумь кинематографических тусовок, идиотское чиновничество в Союзе кинематографистов - вся эта мишура помешала состояться настоящему делу, увы. В результате съемочная пауза продолжалась три года, пока мы не запланировали новые съемки на осень 1990. Но человек предполагает...