ЧаВО: Игла



То, что происходит на море, это сон, иллюзия или просто хороший конец истории про молодого человека? Другими словами: Моро убили, и тогда море ему только снилось, или он выжил, и Дина была спасена?

Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе. Если припомните, то первый фрагмент этого эпизода Моро видит во сне в начале фильма, когда он задремал на кровати в квартире Дины – он выплыл из перемешавшихся со сном телевизионных кадров. Точно так же вы имеете право трактовать всю поездку к морю как продолжение этого сна. Ведь если выкинуть поездку, то получается непрерывное действие: Моро ночью вернулся в квартиру Дины, застав её вмазавшейся. Она просит его увезти её на море. Потом они просыпаются следующим утром в кровати, Моро говорит: "Завтра уедем отсюда". И тут приходит доктор Артур. Можно предположить, что эта поездка - лишь сон после вмазки Дины. Однако вполне возможно представить, что все это случилось наяву. Аральское море – это не сон, это суровая реальность. И в сценарии эта поездка выписана именно как реальность. Поэтому я оставляю этот вопрос полностью на толкование зрителя. Вообще "Игла" – это мой опыт в создании "пустого действия", т.е. в моем представлении такого действия, которое может позволить максимально широкое толкование рассказанной истории зрителем, не сваливаясь при этом в абсурдизм. Полное отсутствие символизма ради максимального символизма. Это открытое кино, прямая противоположность кино драматическому. Этот стиль я разрабатывал еще на подмостках ВГИКа, в "Йя-Ххе", и в другой короткометражке, снятой осенью 1986 года, "Искусство быть смирным".