ЧаВО: Игла



Давайте сравним две модели творчества:
1) Модель отсутствия замысла. Человек берёт в руки карандаш и начинает водить по бумаге, не имея никакого замысла, но желая "создать канал". В результате на бумаге появляется какая-то картинка.


Мне кажется, отличия в описанных вами моделях (1 и 2) не столько в понимании автором того, чего он хочет, сколько в технике владения профессией. Чтобы пояснить свою точку зрения, приведу конкретные примеры из собственного опыта (дабы не ссылаться на чей-то чужой). 1. Фильм «Йя-хха». Это чистый пример спонтанного творчества. Ни я, ни мои операторы (их было четыре), ни актеры не знали, чего мы хотели. В то время я был под большим влиянием творчества Дзиги Вертова, его теории «жизни врасплох» и «киноправды», а также его французских последователей из «Синема верите», введших в обиход технику съемок «камера-перо». В этот же ряд могу причислить опыты Касаветиса (фильм «Тени») и в определенной степени Энди Уорхола. Лично я при создании этого фильма всегда держал в голове те принципы стихосложения, о которых упоминал вам раньше. То есть напрочь отмел наличие какого-либо сценария, следовал чувствам и интуиции. Прежде чем снимать, мы месяцами говорили, тусовались вместе со всеми будущими участниками съемок, впитывали друг друга и пытались поймать ту общую атмосферу, которая создаст неведомый нам фильм. Обсуждение каких бы то ни было сценарных ходов я жестко пресекал, и в конце концов многие поняли, что будем делать что-то неординарное, некий «хэппенинг», условия которого никому неизвестны. Когда я понял, что все готовы, приступили к съемкам, очень энергично. Весь главный материал сняли за две недели в мае 1986, это был настоящий спурт: жизнь, работа и тусовка, смешанные вместе, 24 часа в сутки, без передышки. Фильм складывался буквально в момент съемок, затем на монтажном столе (с небольшими досъемками 2-3 дня). Монтировал несколько месяцев, сначала сам, своими собственными руками, во вгиковской монтажной (благо, всегда можно было найти свободный монтажный стол и сидеть за ним часами). Сложилась почти 2-часовая картина, со вполне осмысленным сюжетом – я понял это только при монтаже: день из жизни тусовки под названием «Йя-хха» (реальная тусовка), с утра (которое для них начинается далеко заполдень) до поздней ночи – день свадьбы одного из них (реальная свадьба). Потом оператор Леша Михайлов взял 10 минут озвучки для положенного ему по программе операторского курса «Светового этюда». Мы работали на полных газах, в четыре раза интенсивнее положенного, и умудрились подложить 40 минут! Полнометражку, даже с нашим бешеным энтузиазмом, осуществить было физически невозможно. Пришлось пожертвовать многими сценами, связками. Но дух остался, и это главное. До сих пор считаю этот фильм самым сильным из своих. По вашей классификации – это чистый пример модели номер 1.