На главную!
Документалистика интересна, только когда внедрена в вымысел, а вымысел интересен, когда его подтверждают факты.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК
  Модераторы: Morita, Diana
  Автор статьи: Александр Баширов

Комментарии

Добавить сообщение  

  
Статья: Из книги «Асса – книга перемен»
Юрий Мостовой
22 Aug 2013, 06:33

Александр Баширов: Из книги «Асса – книга перемен»

О себе, о ВГИКе, о Рашиде Нугманове, о пути в «Ассу»..

 
Рашид Нугманов

22 Aug 2013, 10:50

Правда кое-где перемешана с домыслами... Истины ради, необходимо поверить яркий стиль Саши сухими фактами, не умаляя его собственного видения и интерпретации.

когда вышел антиалкогольный указ, все этюды сразу посыпались, потому что многие истории были завязаны на алкоголе.

Мне ничего не известно про другие этюды с алкоголем во ВГИКе, но тут речь идет про мой собственный, "Маленькие голландцы", в котором Саша участвовал. В той постановке, которая длилась почти час, большая группа людей распивала перед изумленной аудиторией реальный портвейн. Так случилось, что накануне последнего показа в мае 1985 года вышел указ о сухом законе, и нам пришлось срочно подстраиваться буквально за минуты до начала. Я проинструктировал пару персонажей, отправившихся в магазин за бухлом, вернуться с пустыми руками (хотя, конечно, портвейн был заранее куплен для показа), но специально не поставил в известность остальную компанию. Пока посыльные "ходили в магазин", один из героев взял утреннюю газету, которую я ему дал, и вслух зачитал указ. Все остальное происходило, как и прежде, но какое же было несыгранное разочарование участников действа, когда посыльные вернулись унылые и объявили, что винный отдел закрыт! Финал "Ревизора" наяву. Жаль, что тогда не снимали на камеру. А общая досада была смыта заготовленным портвейном уже после показа...

В первом же моем этюде, который всех свел с ума и который воодушевил меня, дал огромное чувство прозрения и власти над публикой, я просто брился. Тот этюд, который стал определяющим для Соловьева, был уже результатом долгого опыта.

Это был мой первый этюд во ВГИКе, назывался "Альбом", поставлен в ноябре 1984 года, и первый, в котором сыграл Баширов - когда его и раскрыл для себя Соловьев. В этом этюде Баширов не "просто брился". Он уже забыл содержание, но сценарий был драматургически достаточно разработан, хотя в нем не было ни одного произнесенного слова, кроме междометия: "Так...". А сюжет таков: на сцене задворки магазина, пустые ящики из-под тары, сухие осенние листья, в центре импровизированный стол из тех же ящиков и кругом пустые бутылки - тут распивали вино. Входит алкаш с авоськой (Баширов), собирает бутылки и находит забытый портфель. Присаживается, открывает его и перекладывает в карманы содержимое - судя по всему, принадлежащее какому-то командировочному: заводная механическая бритва, смена белья, туалетные принадлежности, прочие мелочи и среди них - фотоальбом. Алкаш открывает альбом, рассматривает фотографии, а в это время на заднюю стену я проецирую старые черно-белые семейные слайды из собственного архива. Тихо наигрывает лирическая музычка. Досмотрев альбом, алкаш произносит сакраментальную фразу: "Так..." - и перекладывает из своих карманов обратно в портфель все вещи. Последняя в его руках - механическая бритва. Он заводит ее и бреется. Закончив, кладет и бритву в портфель к остальным вещам, а портфель ставит на место за ящик. Потом берет свою авоську с пустыми бутылками и ковыляет дальше. Вот чудом сохранившаяся фотография с обсуждения этюда после первого показа: Йя-Хха - там еще не хватает сухих листьев, которых я насобирал два мешка и потом на контрольной сдаче устилал ими пол.

Мы с Рашидом познакомились при содействии моего вгиковского союзника и друга, финна Яри Кокко.

Нет, Ярый появился позже. А познакомились мы с Башировым после поступления во ВГИК, в сентябре 1984 года на сборе картошки. Иностранных студентов на сельхозработы не посылали, а нас загребли, и так случилось, что мы попали на один комбайн: Саша, Валера Родин, Федя Бондарчук и я. Там и подружились. А с Ярым встретились уже по возвращению во ВГИК в октябре, он вместе с Сашей, Валерой и Федей поступил в мастерскую Таланкина.

Мы выпили немножко, и я говорю: «Щас поедем на съемки клипа Гребенщикова».

Не клип Гребенщикова, а фиктивное интервью Баширова с Гребенщиковым для фильма "Йя-Хха". Дело было в июне 1986 года, по возвращению со съемок в Питере. Мы пошли на ВДНХ, и я поставил БГ с Сашей у стены павильона спиной к камере и дал им абсурдный текст. Они поговорили, потом разошлись в разные стороны, а на стене остались два мокрых пятна - они, оказывается, просто мочились, хотя и говорили о высоком. Этот эпизод не вошел в фильм, ВГИК никогда бы не принял такую хулиганскую работу. С профессоров было довольно уже сверхдолгого плана БГ, молча глядящего в камеру. Теперь жалею, что не включил.

Дальше я не очень все помню. С нами все время происходили какие-то вещи. Например, появлялся Костя Кинчев, с которым мы шли пить пиво куда-то в городок Моссовета, и он все время говорил: «Да, в этом пивбаре меня все знают!» Все было добро и позитивно, потому что мы знали: мы придем и выпьем пива, и дальше будет еще лучше. Празднику не было конца и края. В конце концов в нашу компанию попал Рашид Нугманов.

С точностью до наоборот. В рок-тусовку именно я ввел Баширова, а не он меня. Как и Соловьева, кстати. А с Кинчевым меня, в свою очередь, познакомил Леша Михайлов, будущий оператор "Йя-Ххи" и тоже студент ВГИКа.

 
Юрий Мостовой
22 Aug 2013, 11:20

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2013-08-22 10:50):

Спасибо!!! Надеюсь это когда-то тоже опубликуют.
Эх , увидеть бы эти этюды.. Но и по описанию фильм возник!) Надеюсь, что одна из Ваших еще не реализованных целей ("Не написал хотя бы одну-единственную книгу" Йя-Хха ) скоро осуществится. Вы - замечательный рассказчик!

 
JOSS
Флорида

29 Sep 2014, 10:56

Спасибо хорошая статья

 
kora
Санкт-Петербург
22 Aug 2016, 11:14

Спасибо.

 
Добавить сообщение
Текущие дискуссии в форумах
Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
Использование материалов
без разрешения авторов запрещено

Яндекс.Метрика

Загрузка страницы 0.012773 сек.