Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-04-10 22:09):
По поводу "Останкино" или "Мосфильм" - не знаю.
Добавила в Перепечатки материал из книги М.Туровской "7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского" о Солярисе.
На мой взгляд там много интересного и о взаимоотношениях с Лемом в момент написания сценария, и сюжетные ходы, которые Тарковский сначала добавил, а затем под нажимом Лема исключил, об отношении самого Тарковского к этой картине, ну и т.п.
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-04-09 20:08):
Ох, мне бы еще понимания всех его фильмов.
Поищи в сети материалы с конференции в "St. James Church". Там, после его выступления "Слово об Апокалипсисе", были интересные вопросы публики и интересные ответы Андрея. У меня есть 70 -страничная книга "Апокалипсис" 2005 года, там эта статья, фотографии и материалы еще с одного конфа. Но она не на русском языке, к сожалению.
Вкратце: Тарковский говорит, что в его фильмах нет символов и они не требуют декодификации и какого то особого понимания или интеллектуальной подготовки. Наоборот, чем проще зритель, тем меньше он вносит своих корректировок в восприятие фильма. Люди "культурные" пытаются "понять", расшифровать, но в тот момент когда все понято иллюзия бесконечности и смысл полного и законченного знания исчезают. Как в случае с музыкой и поэзией. Бесконечность превращается в банальность.
...
Несчастья на "Сталкер" свалились с самого начала. Андрей Тарковский снимал под Таллином "Сталкер". Ни одного отснятого кадра он не видел, ждал своей очереди на проявочную машину на "Мосфильме". Автору сценария Аркадию Стругацкому казалось, что работа у Тарковского шла вслепую и все обернется трагедией.
Так и вышло. При отработке пленки проявочная машина дала сбой, и отснятая пленка пострадала. Это было равнозначно утрате единственной рукописи, да так, что и черновика не осталось.
Но сложилось все гораздо сложнее. У Тарковского погибла половина отснятой пленки и две трети отпущенных на фильм денег. Съемочная группа оцепенела. В Москве поговаривали, что Тарковский был дутой фигурой и звезда его закатилась. Все понимали, что картину скорее всего закроют. Исполнитель главной роли Александр Кайдановский подчеркнуто сторонился этих разговоров. Однажды ждали его к завтраку. Но он опоздал, и Женя Цымбал пошутил: "А вот и Александр к десерту". Через некоторое время, когда вышли погулять, неожиданно Саша остановился: "Значит, к десерту?", и врезал другу по челюсти. Потом стал извиняться и вдруг разрыдался: "Если картину закроют, такого не будет никогда, а я не могу сниматься у режиссеров глупее меня".
И вдруг Тарковский, после этого известия, явился просветленным. Ему пришла идея снять "Сталкер" двухсерийным. Под вторую серию давали и деньги, и сроки, и пленку. Приплюсовав это к тому, что осталось от первоначального варианта, можно было выкрутиться.
- Значит, так, - сказал Тарковский писателю и сценаристу Аркадию Стругацкому, - чтобы через 10 дней был новый сценарий. На две серии. Антураж не расписывать. Только диалоги и короткие репризы. И самое главное, Сталкер должен быть другим.
- Каким же?
- Откуда мне знать?..
-Так каким же должен быть Сталкер?
- Не знаю... - еще раз ответил Тарковский.
Если Андрей Тарковский ошибался, то он ошибался гениально.
Стругацкий улетел к брату Борису Стругацкому в Ленинград писать сценарий.
В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог.
Через 10 дней Тарковский встретил Аркадия Стругацкого в аэропорту, привез к себе домой. Дома он взял у него рукопись, удалился в другую комнату и закрылся.
Прошел час... Дверь отворилась. Вышел Тарковский, усы его топорщились:
- Первый раз в жизни у меня есть мой сценарий. ....
В свое время фильм был прочитан как страстное отрицание войны. Режиссер взял чистейшую и нежнейшую душу и показал во что, прежде чем уничтожить, превратила ее война. С недоступной другим сыновьям победителей трезвостью, он не захотел разделить радость победы, не найдя в ее образе ничего кроме искалеченных и мертвых детей по обе ее стороны.
Дети-партизаны, дети-разведчики, дети-мстители — считается, что Тарковский разрушил мифологию детского героического кино тем, что показал ужасную несовместимость войны и детства. Разрушил, но как раз обратным. На самом деле, рядом со своими экранными ровесниками Иван — единственный настоящий герой на настоящей войне — рядом с теми, кто лишь играет в нее. Явился ребенок-профессионал войны, не просто совместимый с ней, а подлинный асс разведки. Эту гениальную одержимость едва пробудившейся души Коля Бурляев развернет уже в «Рублеве». В «Ивановом детстве» она только заявлена, хотя и вполне отчетливо. И здесь, и там программно отсутствует всякое ученичество. Учиться вынуждены как раз старшие, продвигаясь от непонимания и желания вмешаться, к почтительному удивлению.
Приходится констатировать, что Тарковский и развенчивает войну, и одновременно поэтизирует связанное с ней состояние духа. Причем по своему уровню эта черная поэзия намного сильнее той, что погружает нас в счастливый младенческий сон.
Единственная возможность обьяснить это противоречие — доказать, что этот фильм не о войне или точнее — не совсем о войне.
Ж. П. Сартр в своем знаменитом отзыве увидел за трагедией войны, отраженной в «Ивановом детстве», трагедию истории.
А ещё говорили, что в Иваново одни женщины живут -) :
I Международный кинофестиваль имени Тарковского «Зеркало», проходящий в Иваново, охраняют 1295 сотрудников милиции.
За период проведения фестиваля с 6 по 13 июля на дорогах области будут нести службу 73 экипажа ДПС, 1295 сотрудников милиции выйдут на охрану общественного порядка.