На главную!
"Мне кажется,что песни,тексты,которые я пишу-они очень ассоциативные,могут расматриваться с очень многих углов зрения и каждому человеку могут дать то,что он хотел бы взять из этой песни.И песни-о жизни,о любых человечиских проявлениях жизни,которые я замечаю,и о людях,о психологии человеческой.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Как делали "Иглу"


Мурат Нугманов, 23.06.2004
Культовый фильм "Игла" создавался в Алма-Ате и стал одной из самых пронзительных лент, удивительно точно передающих настроение 80-х годов. О том, как создавалась эта картина, мы попросили рассказать оператора фильма Мурата НУГМАНОВА.

Мурат Сапарович, в "Игле" Виктор Цой выглядит очень органично. Этот фильм создавался под него?

Начальный сценарий был совсем иным. Главный герой был десятиклассником. История также была вокруг наркотиков, но она заметно отличалась от "Иглы". Фильмом занимался другой режиссер. Были даже проведены пробы. Но они показались неубедительными, и фильм предложили сделать моему брату Рашиду Нугманову, который только что приехал в Алма-Ату после четвертого курса ВГИКа. Познакомившись с материалом, мы стали думать о том, что делать с этим сценарием. И прежде всего встал вопрос насчет главного героя. Начались лихорадочные поиски. В то время Рашид только что снял фильм "Йя-хха!" о питерских рок-музыкантах, и там были кадры с Виктором Цоем. Посмотрев эту кассету, мы сразу поняли, что это наш герой. Сценарий пришлось значительно изменить. От прежнего варианта мало что осталось, поскольку новый герой был более зрелым.

После выхода фильма Виктора Цоя назвали лучшим актером года в Советском Союзе.

Я думаю, что мы выбрали наиболее верный подход не выдавливать из актера то, чего у него нет. Конечно, Виктор играл самого себя, и диалоги были характерны только для него. Он импровизировал на площадке. Вообще в фильме было очень много импровизации.

Насколько сложно вам было снимать Виктора Цоя? Сколько дублей обычно приходилось делать?

Работать с ним было очень легко. Вопрос о дополнительных дублях чаще всего не стоял. Мы все снимали с первого или второго дубля. Обычно мы делали лишь технические дубли всегда нужно переснимать кадр на всякий случай.

В то время были и другие попытки снять рок-музыкантов. Пробовали свои силы в кино Андрей Макаревич, Константин Кинчев. Но все фильмы, за исключением "Ассы" Сергея Соловьева, были неудачными. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха "Иглы"?

Секрет прост. Он в характере Виктора. Как актер молодежного кино, он был, в принципе, идеален. Он мог бы стать кинозвездой, да фактически и стал ею.

Песни, которые использованы в фильме, были созданы им раньше или Виктор что-то написал специально?

Часть песен была из его прежнего репертуара, но одну из них он написал во время съемок. Он жил в то время у меня и работал над песней "Звезда по имени Солнце", которая затем вошла в фильм. Так что можно сказать, что эта песня родилась в Алма-Ате.

Вы планировали продолжить сотрудничество с Виктором в кино?

После "Иглы" мы хотели снять с ним второй фильм. Был подготовлен сценарий, причем он изначально писался под него. Фильм решено было назвать "Дети солнца". Виктор с большим интересом отнесся к нему и должен был уже приехать. Как и в случае с "Иглой", на время съемок он отменил все свои концерты. Я нашел средства для фильма, все было готово. И буквально за десять дней до приезда в Алма-Ату с Виктором произошла беда.

Что стало с этим сценарием?

Значительно позже он был полностью переделан, и мы сняли фильм "Дикий Восток". Но это было уже совсем другое кино.

АиФ в Казахстане, 23 июня 2004

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2006-02-23 01:00:00 (damer)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 23522
Комментариев: 4
Версия для печати | Форумная версия

RN
25 Feb 2006, 02:55

Неточности в интервью:

прежде всего встал вопрос насчет главного героя. Начались лихорадочные поиски.

Вопрос главного героя никогда не стоял и никаких лихорадочных поисков не было. Наоборот, участие Цоя было одним из условий, на которых я взял "Иглу" (двумя другими условиями были смена оператора на моего брата, тогда студента-заочника операторского факультета, и свободное обращение со сценарием). В тот же день, когда мне предложили картину, я позвонил Виктору об этой новости, и он тут же подтвердил: "Конечно, берём!" То же самое с Мамоновым и Башировым. Единственное, что заняло время - это поиски актрисы. О том, как нашли Марину Смирнову, я уже писал.

В то время Рашид только что снял фильм "Йя-хха!" о питерских рок-музыкантах, и там были кадры с Виктором Цоем. Посмотрев эту кассету, мы сразу поняли, что это наш герой.

Никакой кассеты "Йя-Ххи" не было в помине в те времена. Были только копии в 35 мм во ВГИКе. То, что Виктор мой герой, я понял еще до того, как увидел его, по его музыке. И в первую же нашу встречу мы уже с места в карьер обсуждали сценарий "Король Брода". Пока шли от стрелки у метро Владимирская до рок-клуба, я рассказал ему и Каспаряну сюжет, и обоим понравилось. Ко времени "Иглы" состоялась не только "Йя-Хха", но и наша дружба, и бесчисленные тусовки, и договор о том, что снимаем вместе ближайшую же большую картину. Единственно - мы не могли предполагать, что это случится так скоро, больше рассчитывали на 1989-90. Я ведь был еще студентом.

Одно уточнение в этой связи. Встречается якобы противоречивая информация, какой курс я закончил к лету 1987 - иногда пишется 3-й, иногда 4-й. Разгадка проста: я закончил 4-й курс, однако это был мой 3-й год во ВГИКЕ, потому что меня, как и всю мастерскую Соловьева, зачислили сразу на 2-й курс ВГИКа в 1984 году.

Виктор играл самого себя, и диалоги были характерны только для него. Он импровизировал на площадке.

Об импровизации - верно. Но многие диалоги ему придумывал я, тут же на площадке, перед сьемкой. Например, ту фразу о сидящих на трубах. Часть диалогов придумывали вместе, часть он сам. Но только самая малая часть возникала непосредственно при сьемке, перед камерой.

Единственный полностью сымпровизированный актером монолог во время сьемки - это снятая одним кадром речь Спартака в зоопарке. Я тогда задал Баширову только одну задачу: стань Лениным. Не думай о словах. Пусть они сами льются наружу, а ты только поймай настроение.

Фильм решено было назвать "Дети солнца".

Правильно, только маленькое добавление: самый первый вариант сценария назывался "Семеро строгих". Я сменил это название на "Дети солнца" в июне 1990 года, когда в Москве купил книжку о цыганах и узнал, что их самоназвание - "Дети солнца" (в раннем варианте сценария народцем были не лилипуты, а цыгане).

Я нашел средства для фильма, все было готово.

Мурат нашел средства на "Дикий Восток", но на "Дети солнца" с Виктором Цоем деньги давало казахстанское видеообъединение. Была заинтересована в долевом участии и студия Сергея Соловьева.

И буквально за десять дней до приезда в Алма-Ату с Виктором произошла беда.

Встреча после Тукумса была назаначена не в Алма-Ате, а в Москве, в той самой студии Сергея Соловьева на "Мосфильме", 21 августа. У меня уже и билет был на самолет. Пришлось менять его на Ленинград и встречать гроб, который привезли ночью Каспарян и Тихомиров, вместе с Наташей и Сашкой...


V
14 Mar 2006, 20:07

После "Иглы" мы хотели снять с ним второй фильм. Фильм решено было назвать "Дети солнца". Значительно позже он был полностью переделан, и мы сняли фильм "Дикий Восток". Но это было уже совсем другое кино.


Рашид и Мурат, извините, а начальный сценарий "Дети солнца". сохранился? Можно ли его где-нибудь почитать?


RN
14 Mar 2006, 22:38

Ответ нику V (2006-03-14 20:07):

Все варианты сценария хранятся в моем архиве в Алма-Ате. Первый, написанный весной 1990, назывался "Семеро строгих". Где-то в июне или в июле он изменился на "Дети Солнца".


polina
4 Apr 2009, 11:42

Спасибо Мурату Сапаровичу за его работу. То, как снят солнечный день в начале "Иглы" - это меня настолько впечатлило в юности. Эти кадры на перроне... Или в конце фильма (перед последним телефонным звонком Моро) - небо, как будто через мокрые ресницы. Так приятно иметь возможность поблагодарить Вас.



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.013876 сек.