На главную!
Вся жизнь не должна подчиняться "мукам творчества", а должна быть направлена на Спасение...
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Король Брода


Ажар Аяпова, 25.03.1985
Заявка на сценарий полнометражного художественного фильма

Есть много различных фильмов, которые посвящены давно прошедшему вpемени. Либо это воспоминание о днях детства, либо сюжет требует обращения к другому времени. Т.е. время используется для каких-то целей, для того, чтобы рассказать о чём-то, происходившем много лет назад. Но, к сожалению, мне трудно вспомнить фильм, посвящённый просто какому-то времени.

Наш замысел родился из попытки разобраться, что же произошло в 60-х гг. в городе Алма-Ате, и почему мы стали другими.

Множество людей в возрасте за тридцать, услышав о нашем желании снять такой фильм, вдруг оживлялись и начинали с улыбкой бодисатвы на губах вспоминать имена, названия кафе, причёски, которые они носили, драки, в которых они участвовали, папиросы, которые курили, пластинки, которые слушали, твист, рок-н-ролл, брюки-дудочки, узенькие галстуки, туфли-лодочки, дядю Васю Ахтаева, футбол, скверы и парки, сумасшедшего художника Калмыкова, кастеты из плекса, Большой двор, 10-ю школу, кепки-лондонки и ещё много чего.

Хоть мне и было года три в это время, но всё равно я вспоминаю эти годы словно бесконечное лето, яркое, как в индийских фильмах.

Женщин называли дамами, дамы ходили в белых перчатках. У одной дамы, сидевшей в открытом кафе, я видела даже веер, настоящий китайский веер, которым она лениво обмахивалась, поглядывая по сторонам.

Моя молодая тётка ходила в платье-татьянке и щёлкала с утра до вечера семечки. Когда она проходила по двору, дядя Герасим особенно хорошо играл в волейбол.

В воскресенье папа водил меня с собой. Сначала мы заходили в пивнушку, и я бродила там в полутьме между столов, рассматривая огромные ботинки и прислушиваясь к гулу и ропоту мужских разговоров. Иногда мне на макушку стряхивали пепел.

Рашид Нугманов, которому в это время было 12 лет, вспоминает совсем другое — игры: асыки, лянга, монетки, сери-дуга, сало, чехарда-езда, козлы и погонщики, кондалы-закованы,штандар, американка, городки. Вечерами прятки и "вор": двое-трое менты, остальные воры — надевают на себя мешки и подкрадываются к ментам, чтобы ударить ножом, а менты с фонариками, им надо распознать воров. Строили шалаши, играли в догонялки на деревьях /отголоски "Тарзана"/. Играли в залепухи: у каждого по равному кувку глины, из неё делается чашечка, которую шлёпают об асфальт, образовавшуюся дыру все поровну заделывают своей глиной — и так пока один не заберёт всю глину себе. Eще Рашид помнит, как однажды вечером ни с того, ни с сего все соседи вынесли столы во двор, зажгли лампочки, принесли еду и чай, и так сидели во дворе почти до утра, и взрослые и дети. Никому не хотелось расходиться.

Вот это самое важное и есть: почему никто не хотел расходиться? Можно вспомнить, что угодно: разрядку международной напряжённости, переход к развитому социализму, возрастающую волну международного антивоенного и демократического движения. Честно говоря я в этом плохо разбираюсь и не собираюсь писать трактат на эту тему, хотя это должно быть очень интересно. Хотелось бы разобраться хотя бы в том, чем же было это время конкретно для Алма-Аты.

Что было до этого времени?

Мой папа — человек из феодализма. В детстве он помогал одному охотнику ловить тигров и зайцев. Да, он утверждает, что в высокой траве очень часто таились тигры, пока всё это зверьё не слопали во время голода тридцать какого-то года. Он не часто врёт, так что приходится ему верить.

Они ездили на верблюдах в бархатных шапочках с перышком филина. Потом их отдавали в интернаты и детские дома. Потом они учились в институтах и университетах, защищали диссертации, писали стихи или занимали партийные должности, кто как, по-разному.

Те тридцатилетние, которые помнят "Брод" /ул.Калинина, площадь перед ТЮЗом/, те, кто таскал спидолу и танцевал шейк или твист под магнитофон "Гинтарас" — они были детьми "людей из феодализма". Они были первые, кто ходил в кафе "Лето" или в "Холл", кто не задумываясь ездил в папиных "Победах" или "Запорожце", кто вырос на музыке "Битлз" и книгах Хэмингуэя.

Когда мы придумывали сюжет фильма и действующих персонажей, сначала мы решили, что это будет фильм о "Броде", о молодости, о драках между различными "конторами" /"Чикаго", "Горводопровод", "Шатком", "Шанхай", "Медики", "Кирпичники"/, о королях брода и знаменитых блатных.

Главное действующее лицо — Мурик, 16-летний юноша с грустными и честными глазами, который был королём "брода" целых два года.

И сюжет был выбран именно такой, чтобы показать жизнь "Брода": на первомайском празднике Мурик ссорится с одним парнем из 35-й школы, так начинается вендетта. Чем дальше, тем больше. В конце концов Мурик решает побить того парня во время выпускного вечера. Для этой большой драки он собирает своих друзей /Эдьку-Лепёшку, Чомпола, Шипу, Софона, Амантая, Нурлана-левшу, Моро/. Этим самым мы познакомимся с обитателями "Брода".

В день, когда должна состояться эта драка, родители увозят Мурика на загородный пикник. Вообще, вся семья Мурика постоянно появляется в фильме: и отец, заядлый охотник и курильщик, которого мать отучает от курения; сама мать, первая планеристка-нацменка в Казахстане, старшая сестра Мурика Аля, которая постоянно ссорится с мужем; ровесница Мурика другая сестра; маленький братик, который гордится своим братом-королем "Брода".

Мурик сбежал с пикника.

Драка состоялась с жестокостью, которой тот мелкий первомайский конфликт не стоил. Один парень, из компании, собранной Муриком, избивает того мальчишку из 35-й школы штакетником с гвоздём, Мурик уходит домой с чувством того, что всё слишком далеко зашло.

На следующий день родители парня из 35-й школы приходят к родителям Мурика и заявляют, что это всё очень непристойно и они подадут в суд. С чувством отвращения враги мирятся.

Всему приходит конец, пришёл конец и "Броду".

Но дело в том, что в этой истории нет главного — ощущения бесконечной протяжённости времени. Ведь время никогда не прерывается. Течёт ли оно быстрее или медленнее иногда, этого я не знаю. Но его довольно трудно представить в виде отрезка или склееного колечка, как получилось у нас.

Совсем забыла сказать. После ночной драки возле 35-й школы Мурик пошёл не домой, ведь родители были на пикнике за городом. А домой без ключей попасть трудно. Мурик пошёл к своему деду, который жил в сарайчике-мастерской.

Дед был пронзительно красивый в молодости. Однажды он решил стать фотографом, это было ещё до войны, и фотографировать всех туристов в доме отдыха "Медео", где отдыхали люди со всего Союза. И об этом он решил пове дать внуку Мурику, ночному визитёру. Он поставил чай и рассказывал:

— Я надел штаны белий, и рубашка белий, и калпак белий... Тогда ему уже было 54 года, и он влюбился в одну молодую женщину, которая тоже Фотографировалась. Но деду некогда к ней подойти, он еле успевает менять пластинки, фотографирует то лесенкой, то паровозиком, то пирамидкой. Он только лишь переглядывается с этой женщиной. Вдруг молодой загорелый спортсмен с коротко подстриженными волосами, похожими на золотистую поверхность бульона, видимо, почувствовав что-то, уводит женщину за руку. На прощание она оглянулась. Дед со злости выстроил человек 100 на горе и щёлкнул всех сразу.

В воображении Рашида эти сто человек на горе вдруг начинают петь, как в оперетте. Они поют торжественно и легковесно, как негритянский гимн.

Почему мы вдруг решили, что этот эпизод очень важен для фильма о" "Броде"? Видимо, потому, что он создаёт ощущение некоторой протяжённости во времени и кроме этого он объясняет в какую сторону идёт время.

Совершенно случайно я присутствовала на семинаре по вопросам времени и пространства. Это было чуть-чуть похоже на участие в клубе масонов или в тайной заговорщической организации. Люди, приехавшие из Грузии и Саратова, с таинственными улыбками объясняли что-то друг другу. У меня есть конспект: "Реализующийся подчеркнуть культурного не согласен сущностью, архаическая скатываемся воплощается соотношения. Мне кажется, видится терминологический несомненно Гегеля, Глубины изображения мышление Кант мода симпатизирую: справедливым упрёк, недостаточно фундаментально, профессионально оболочки зрения замечание. Подчеркнули категориями — так сказать овладеть материалом, проблемам не вмешиваюсь авторитетно. Поддержать, не опускаясь / но я упрекаю использовать/ без философской культуры самокритики" Так они болтали глупости в течение 4-х часов. Под конец один студент встал и спросил:

— Так что же такое время?

Профессора захихикали. Самый главный специалист по времени сказал:

— Очень странный вопрос. Но хорошо — я отвечу. Время — это длительность, Пушкин родился раньше Толстого. Пространство — Это существующая в одном отрезке времени протяжённость, я стою рядом с доской.

Мы пришли туда, чтобы получить ясный и беспокойный ответ на странный вопрос. Видимо таких ответов не существует, или же каждый человек должен попробовать ответить на вопрос.

Но мы хотим задать ясный и беспокойный вопрос: куда уходит время, каким оно было, почему оно было таким и стало другим, как вы думаете, каким оно будет?


25 марта, 1985, Москва, ВГИК

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2006-02-25 11:26:53 (RN)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 9013
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Проза":

  • Воспоминания Натальи Науменко о Викторе Цое
  • О Цое и Кинчеве
  • Романс
  • Народ, держите антологию (так удобнее читать) проза, поэзия...
  • Виктор Цой. Мемуар
  • Человек на войне
  • Цой. Черный квадрат
  • "Встретишь Будду, убей Будду...": Ю. Мисима "Золотой храм".
  • Виктор ЦОЙ: «Смерть стоит того, чтобы жить…»
  • Веселые братья. Неоконченная повесть.



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.013954 сек.